Заявления граждан на высокую стоимость билетов на воздушные пассажирские перевозки в экономическом классе по маршруту «Курган – Москва – Курган» поступили в Курганское УФАС России еще в августе 2019 г. Например, цена билета в летний период, по мнению заявителей, выше в 6,2 раза по сравнению со стоимостью билетов иных авиаперевозчиков, осуществляющих полеты в Уральском федеральном округе. При этом приобрести билеты альтернативной компании в Кургане невозможно, поскольку ПАО «Авиакомпания „ЮТэйр“» единственное в регионе оказывает услуги пассажирских перевозок воздушным транспортом.
В связи с поступившими обращениями УФАС провело экономический анализ ситуации, в рамках которого изучались сопоставимые рынки перевозок воздушным транспортом и исследовался вопрос о причинах установления авиаперевозчиком соответствующих тарифов на полет по единственному направлению перелетов из Кургана.
По информации, представленной авиакомпанией «ЮТэйр», в 2019 г. установлены тарифы экономического класса на перевозку пассажиров в одну сторону в размере от 1490 до 29 000 руб. При одинаковых условиях полета для пассажиров, например, одинаковые: условия бронирования, скидки для детей, условия возврата билетов и др. Наполняемость борта воздушного судна в год составляла от 55 до 100%.
Воздушный кодекс РФ предусматривает, что оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы). Тарифы на услуги по перевозке пассажиров воздушным транспортом по расписанию не подлежат госрегулированию и устанавливаются перевозчиком самостоятельно. Приказом Минтранса России утверждены Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации (далее – Правила), в соответствии с которыми установлены требования к порядку формирования и применения пассажирских и багажных тарифов на воздушные перевозки пассажиров и багажа, выполняемые рейсами по расписанию движения воздушных судов (регулярные рейсы), взимания сборов.
Правила предусматривают, что денежная сумма за перевозку пассажира и/или багажа между двумя пунктами (тариф) включает в том числе расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов, на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа на борту воздушного судна, иные расходы в соответствии с Федеральными авиационными правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требованиями к обслуживанию пассажиров (Приказ Минтранса России от 27.06.2007 № 82).
Курганское УФАС России исходя из данных анализа и нормативных правовых актов в области гражданской авиации пришло к предварительным выводам, что при указанных обстоятельствах «ЮТэйр» вправе самостоятельно устанавливать различные тарифы на оказываемые услуги пассажирских авиаперевозок, но только с различными условиями их предоставления.
Как показали результаты анализа, тарифы экономкласса данного перевозчика с 1 января 2019 г. по 30 сентября 2019 г. на маршруте «Курган – Москва – Курган» подразделяются по категориям («брендам»): «Премиум», «Оптимум», «Минимум». В составе каждой категории установлены тарифы, отличающиеся по условиям и правилам их применения. В каждой категории 16 тарифов, то есть в указанный период авиакомпания реализовывала билеты суммарно по 48 тарифам экономического класса обслуживания. Условия применения тарифов экономкласса в рамках каждой из рассматриваемых категорий одинаковы. Вместе с тем разница в уровне тарифов, например категории «Минимум», составляет 17 510 руб. (разница между наиболее дорогим тарифом TLTOW – 19 000 руб. и наиболее дешевым тарифом ELTOW – 1490 руб.). Аналогичная ситуация с «брендами» «Премиум» и «Оптимум», имеющими идентичные условия применения, но отличающиеся по стоимости.
При этом все установленные «ЮТэйр» тарифы в определенных категориях экономкласса обслуживания различаются только временем, в течение которого необходимо оформить (приобрести) авиабилет, от 120 до 552 ч. Материалы экономического анализа показывают, что «ЮТэйр» в 2019 г. оказывала одну и ту же услугу регулярных пассажирский перевозок воздушным транспортом по направлению Курган – Москва – Курган по тарифам с одинаковыми условиями полета, но отличающимся по стоимости. Фактически пассажиры получали одинаковый комплекс услуг (летят одним рейсом, аналогичные условия обслуживания, размещены в одном салоне экономкласса и др.), но оплачивали билет по разной стоимости. Экономического, технологического, иного обоснования установления значительного диапазона цен в пределах тарифов экономкласса обслуживания в зависимости от временного периода бронирования «ЮТэйр» не представлено, антимонопольным органом не установлено.
Руководитель Курганского УФАС России Татьяна Соболевская отметила, что авиакомпания «ЮТэйр» является единственной компанией, осуществляющей деятельность по авиаперевозкам пассажиров по маршруту «Курган – Москва – Курган». По результатам исследования рынка услуг регулярной перевозки пассажиров воздушным транспортом по рассматриваемому направлению установлено, что положение «ЮТэйр», доля которого превышает 50% объема товарного рынка в границах Курганской области, дает ему возможность влиять на общие условия реализации услуг авиаперевозок, в том числе путем установления тарифа на перевозку пассажиров. В силу ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции положение авиакомпании является доминирующим, в связи с чем хозсубъекту необходимо соблюдать ограничения, установленные для доминантов.
В действиях компании усматриваются признаки нарушения п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции в части экономически, технологически и иным образом необоснованного установления различных по стоимости тарифов экономического класса на одну и ту же услугу. Этим обусловлено направление «ЮТэйр» предупреждения.
Курганское УФАС России