Эксперты аналитического центра «Национальный рейтинг прозрачности закупок» (НРПЗ) подсчитали, что уровень потерь государства при проведении госзакупок повысился за 12 месяцев по I полугодие 2019 г. на 60,67% до 227,8 млрд руб. Об этом пишет Интерфакс-ProЗакупки. За период НРПЗ-2019 потери государства от закупок в условиях низкой конкуренции составили 227,86 млрд руб. (без учета уровня инфляции). Во всех сегментах наблюдается увеличение потерь в сравнении с показателями предыдущего периода: в федеральном сегменте потери увеличились на 40,50%, в региональном и муниципальном – на 68,86 и 61,87% соответственно.
«Резкое увеличение потерь государства связано с изменениями условий национального рынка закупок и с массовым переходом к закупкам в электронной форме, – прокомментировал результаты исследования председатель организационного комитета проекта НРПЗ Виктор Симоненко. – Столь высокий показатель потерь в этом году обусловлен увеличением разницы дисконтов при одной и двух заявках, а также изменением структуры контрактов, заключенных по несостоявшимся закупкам. Особенно ярко это стало заметно при сравнении процедур в электронной и не электронной формах».
При этом исследователи отмечают, что за отчетный период уровень конкуренции в госзакупках незначительно вырос. Так, среднее число участников закупочных процедур в 2019 г. в федеральном сегменте увеличилось на 0,1 по сравнению с прошлогодним значением и составило 2,81 участника на одну закупку, в региональном сегменте рост этого показателя составил 0,05 (до 2,98).
По данным НРПЗ, объем госзакупок в отчетном периоде составил около 8,24 трлн руб., что на 10,4% больше, чем годом ранее. При этом больше половины госзакупок проводилось посредством электронного аукциона (65% от общего количества закупок и 73% от их общего объема).
В исследовании отмечается, что за отчетный период госкомпании (действуют в соответствии с Законом № 223-ФЗ) опубликовали порядка 1,38 млн извещений о закупках, начальная максимальная цена которых составила 16,98 трлн руб. Больше половины (57,3%) закупок компаний пришлось на закупки иными способами (относятся к конкурентным способам закупок). Еще более 26% закупок госкомпаний пришлось на закупки у единственного поставщика, что на 19% меньше, чем за прошлый период исследования НРПЗ.
Порядка 4,77% приходится на аукционы в электронной форме; 5,13% приходится на запросы котировок в электронной форме. На долю закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства приходится 11,44% от общего количества закупок.
«В сегменте 223-ФЗ снижение доли единого поставщика произошло из-за того, что заказчики получили возможность выводить из-под закона закупки внутри группы, по сути, ранее размещаемые единственным поставщиком, – отметил Симоненко. – Из-за этого общий объем закупок по 223-ФЗ в исследуемом периоде уменьшился с 28 триллионов в 2018 году до 17 триллионов в 2019 году, и предположительно объем ушел именно в договоры с взаимозависимыми компаниями. С одной стороны, параметры конкуренции и эффективности на этом рынке станут гораздо честнее, а с другой стороны, огромная сумма средств ушла из публичного сектора».
По оценке исследователей, наиболее высокий уровень конкуренции в закупках госкомпаний приходится на аукционы в электронной форме у субъектов МСП (как по среднему числу поданных заявок – 2,38, так и по среднему числу допущенных заявок – 2,35). Наименьший уровень конкуренции отмечен при проведении открытых аукционов (среднее число поданных заявок – 1,76, среднее число допущенных заявок – 1,56).
Читайте также: