4 декабря 2019 г. заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров в ходе пресс-конференции, посвященной двойным стандартам качества товаров зарубежных производителей, сообщил о том, что ведомство усмотрело в действиях компаний «Проктер энд Гэмбл», «Хенкель» и «Линдт унд Шпрюнгли» признаки нарушения антимонопольного законодательства при распространении на территории Российской Федерации порошков Ariel и Persil, шоколада Lindt. В рамках анализа конкурентной тактики международных производителей служба выявила признаки неравенства для российских потребителей и нарушения норм ст. 14.8 Закона о защите конкуренции. Международные производители поставляют на территорию РФ либо производят в РФ под аналогичным брендом и назначением товары, отличающиеся по качеству, составу и условиям использования от товаров, реализуемых под этими брендами в странах Западной Европы.
Основанием для вынесения предупреждений стали результаты экспертизы, проведенной Роспотребнадзором по обращению ФАС России. Экспертизы состава и качественных характеристик ряда товаров (стиральных порошков и капсул для стирки, а также шоколада) выявили существенные отличия в товарах, доступных к приобретению на территории РФ и в странах Западной Европы: различается показатель «пенообразующая способность» и «моющая способность», при сопоставимой моющей способности рекомендованная на упаковке порошков производства Российской Федерации дозировка для аналогичных условий стирки в 1,5–2 раза выше, чем рекомендованная на упаковке порошков, произведенных в Европейском союзе.
В образцах шоколада Lindt, реализуемых в России, содержание 12–14 органических кислот отличается (по некоторым образцам на 10–50%, в ряде случаев на 100–220% и более) от образцов, приобретенных в Европе.
При этом на упаковках товаров международных брендов, реализуемых на территории РФ, размещаются указания, очевидно формирующие у потребителя впечатление, что ему предлагается товар, тождественный тому, который производится и реализуется под указанным брендом в странах Евросоюза (например, «немецкий стандарт качества» на порошке Persil (РФ), «№ 1 в Европе (по продажам)» на порошке Ariel (РФ), акценты на страну происхождения швейцарского шоколада и давние традиции производства и высокую репутацию производителя на шоколаде Lindt и т. п.).
«Мы исходим из того, что при принятии решения о приобретении товаров таких производителей потребитель руководствуется глобальной репутацией бренда при выборе между ними и товарами российских производителей, – отметил Андрей Кашеваров. – Если качество товаров международных производителей не соответствует европейским образцам, преимущество перед иными производителями является необоснованным. А значит, такая конкурентная тактика может причинить убытки иным участникам рынка».
ФАС России направила предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, по выявленным фактам производства товаров, отличающихся по качеству от продукции аналогичных брендов, реализуемой в европейских странах, без нанесения соответствующей маркировки, информирующей потребителя об имеющихся отличиях, в адрес компаний ООО «Линдт унд Шпрюнгли (Раша)» (шоколад Lindt), ООО «Проктер энд Гэмбл – Новомосковск» и ООО «Проктер энд Гэмбл Дистрибьюторская Компания» (1 и 2), ООО «Хенкель Рус» (стиральные порошки и капсулы для стиральных машин) (1 и 2).
ФАС России
Читайте также: