Участники пленарной сессии VII Национального платежного форума России обсудили стратегические направления развития в национальной платежной системе и на финансовом рынке. «Когда мы говорим о конкуренции на платежном рынке, мы имеем в виду два основных направления деятельности антимонопольного ведомства. Первое связано с реализацией „дорожной карты“ по развитию конкуренции на финансовых рынках, которая в том числе содержит подраздел по рынку платежных услуг. Второе – с правоприменением, – начала свое выступление начальник Управления контроля финансовых рынков ФАС России Ольга Сергеева. – Несмотря на то что платежный рынок характеризуется динамичностью, высокотехнологичностью, а также привлекательностью для потребителей, в то же время это рынок, где присутствуют частые нарушения конкуренции, требующие реагирования со стороны антимонопольного органа».
Представитель ФАС России напомнила, что все мероприятия «дорожный карты» реализуются в рамках межведомственной рабочей группы. В частности, она рассказала о совместной работе антимонопольного ведомства, Минфина России и Банка России по подготовке доклада о создании равных условий переводов с банковских счетов физических лиц на счета третьих лиц, которые открыты как в одной, так и в различных кредитных организациях.
«В результате проведенного исследования мы с коллегами пришли к выводу, что в качестве мер по развитию конкуренции в этом направлении в первую очередь следует рассматривать создание системы быстрых платежей со всеми преимуществами, которые эта система дает с точки зрения переключения потребителей на иные кредитные организации. Другая проблема, которую необходимо решить на законодательном уровне, связана с межтерриториальной дискриминацией потребителей при переводе денежных средств. Поэтому нам совместно с Минфином и Центробанком было поручено подготовить соответствующий законопроект, который уже прошел первое чтение в Госдуме», – сказала Ольга Сергеева.
Проведенное в рамках подготовки доклада исследование показало, что более 75% кредитных организаций не взимают комиссию за внутрибанковские переводы. «При этом мы не говорим этим законопроектом о том, что внутрибанковские переводы должны быть бесплатными. Мы говорим о безусловном сохранении права банка самостоятельно решать, какими тарифами ему руководствоваться на основании принципов справедливой тарификации. Мы исходим из того, что межрегиональный перевод в сравнении с региональными переводами не создает какой-то дополнительной стоимости. Поэтому, на наш взгляд, эти условия должны быть выравнены», – уточнила она.
Другим важным шагом в реализации «дорожной карты» развития конкуренции стало принятие Правительством РФ постановления, предусматривающего запрет на включение в тарифы ресурсоснабжающих организаций расходов на оплату услуг банков и иных организаций по приему платежей. «Постановление вступит в силу через год с момента принятия, и это тот самый срок, который дается как ресурсоснабжающим организациям, так и кредитным организациям для того, чтобы перестроиться и предложить иные способы оплаты тарифов на жилищно-коммунальные услуги», – пояснила представитель антимонопольной службы.
Кроме того, она рассказала о том, что ФАС России и Банк России разработали и утвердили стандарты по раскрытию размера вознаграждений, которые взимаются с потребителей при оказании услуг с использованием банкоматов и платежных терминалов.
«Основная идея этого документа заключается в том, чтобы до потребителя доводилась полная информация о размере вознаграждения таким способом, который исключает неоднозначное понимание применяемых тарифов и дает ему возможность сделать правильный выбор», – пояснила Ольга Сергеева.
Отдельный вопрос, который обозначен в «дорожной карте» и также связан с рынком платежных услуг, – это вопрос выплаты пенсий. Анализ практики выплаты пенсий, который провело антимонопольное ведомство, показал, что у пенсионеров есть право выбора кредитной организации. Но оно предполагает, что между кредитной организацией и территориальным отделением Пенсионного фонда России (ТО ПФР) будет заключен договор о взаимодействии по типовой форме.
«Если такого договора в момент выбора пенсионером кредитной организации нет, то наступает трехмесячный период ожидания, в который территориальное отделение Пенсионного фонда должно заключить с ней договор, – рассказывает представитель ФАС России. – В большинстве случаев эта пауза приводит к тому, что потребители платежных услуг отказываются от выбранной ими кредитной организации, потому что не хотят ждать три месяца. На наш взгляд, такой порядок искажает конкурентные условия и не дает возможность потребителям выбрать ту кредитную организацию, которую они хотят».
В этой связи антимонопольное ведомство предлагает:
- законодательно закрепить обязанность ТО ПФР переводить денежные средства в любой выбранный пенсионером банк без взимания комиссий вне зависимости от наличия договора о взаимодействии;
- законодательно закрепить обязанность банков в случае выбора его пенсионером предоставлять необходимую ТО ПФР информацию, исключив необходимость заключения договоров о взаимодействии;
- совершенствовать порядок взаимодействия ТО ПФР и органов записи актов гражданского состояния, а также органов МВД России с использованием Единого портала государственных услуг.
«Сейчас мы обсуждаем наше предложение на площадке Правительства РФ, готовим соответствующие материалы и надеемся, что будем услышаны», – заключила начальник Управления контроля финансовых рынков ФАС России Ольга Сергеева.
Также ФАС России совместно с Центробанком подготовили доклад по вопросу конкурентных условий формирования размера торговой уступки и ставок межбанковской комиссии при осуществлении расчетов с использованием платежных карт.
«Мы предложили сделать информацию о тарифах по межбанковским комиссиям и по ставкам эквайринга более открытой посредством создания стандарта и мониторинга его исполнения, – сказала представитель ФАС России. – На наш взгляд, это эффективное решение для развития конкуренции в сфере платежных услуг помимо существующей системы быстрых платежей, которая также является конкурентным стимулом в этом сегменте».
Последнее, о чем рассказала в своем выступлении начальник Управления контроля финансовых рынков ФАС России, – это вопрос организации приема платежей через официальные сайты федеральных органов исполнительной власти посредством Интернета, портала госуслуг и ГИС ЖКХ. В частности, ФАС России предлагает установить единые правила организации приема платы за государственные и муниципальные услуги, услуги ЖКХ с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, а также создать прозрачные и недискриминационные условия доступа платежных организаций к оказанию платежных услуг при организации приема такой платы.
«Мы надеемся, что в результате нашей работы те барьеры, которые сейчас существуют, будут устранены и платежный сервис будет реализовываться более удобно как для кредитных организации, так и для потребителей», – завершила свое выступление Ольга Сергеева.
ФАС России