В связи с многочисленными публикациями в СМИ, посвященными грядущей реформе общественного транспорта, 15 ноября Санкт-Петербургское УФАС России выдало предостережение председателю комитета по транспорту и курирующему вице-губернатору. Антимонопольный орган предостерегает должностных лиц от действий, которые могут противоречить Национальному плану развития конкуренции на 2018–2020 гг., а также привести к нарушению ст. 15 Закона о защите конкуренции. Официальные лица органов власти Санкт-Петербурга неоднократно аргументировали планируемую ликвидацию коммерческих перевозок тем, что в соответствии с требованиями Закона об организации пассажирских перевозок автотранспортом (Закон № 220-ФЗ) город должен выбрать, по каким тарифам будут работать частные перевозчики. Город выбрал регулируемые тарифы.
Вместе с тем Закон № 220-ФЗ предусматривает одновременно перевозки как по регулируемым, так и по нерегулируемым тарифам (п. 16–18 ст. 3 Закона предусмотрено два вида регулярных перевозок – по регулируемым и по нерегулируемым тарифам; в ч. 1 ст. 17 Закона указывается, что наряду с маршрутами перевозок по регулируемым тарифам органы власти субъектов РФ вправе устанавливать маршруты регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам).
Также законом предусмотрено, что перевозчики, которые работают по нерегулируемым тарифам, могут предоставлять льготы на проезд отдельным категориям граждан, а недополученный доход перевозчику должен компенсироваться (ст. 20 Закона № 220-ФЗ).
Таким образом, планируемые изменения предполагают ликвидацию коммерческих маршрутных автобусных перевозок, что может привести к прекращению работы ряда организаций, занимающихся транспортным обслуживанием, что является ограничивающем конкуренцию действием и может привести к установлению запрета на этот вид деятельности (возможное нарушение ст. 15 Закона о защите конкуренции).
Кроме того, антимонопольный орган установил, что срок действия заключенных негосударственными перевозчиками с Комитетом по транспорту договоров на перевозку пассажиров по регулярным маршрутам истекает в мае 2020 г. Срок действия аналогичного договора, заключенного с ГУП «Пассажиравтотранс», истекает в 2025 г.
Планируемая транспортная реформа предполагает предъявление дополнительных требований к подвижному составу перевозчиков (использование автобусов не старше 2018 г. выпуска и т. д.). Но эти требования не будут распространяться на подвижной состав «Пассажиравтотранса», поскольку госпредприятие не планирует участвовать в конкурсе, который, как следует из публикаций в СМИ, может быть объявлен осенью 2019 г.
Таким образом, «Пассажиравтотрансу» будет предоставлено преимущественное право обслуживать «свою» часть маршрутов без проведения конкурса, что является созданием преимущества одному хозсубъекту по отношению к другим хозсубъектам (возможное нарушение ст. 15 Закона о защите конкуренции).
Условия торгов до сих пор неизвестны. Тем не менее автобусы ГУПу приобретаются за счет бюджетных средств, а коммерческие предприятия должны будут приобретать подвижной состав за свои средства, что может привести к созданию дискриминационных условий (возможное нарушение ст. 15 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона о ГУПах (Закон № 161-ФЗ) унитарные предприятия создаются для осуществления деятельности в целях решения социальных задач, в том числе для оказания услуг гражданам по минимальным ценам. Таким образом, планируемое повышение платы за проезд, в том числе и на маршрутах «Пассажиравтотранса», не подпадает под законодательно установленные случаи.
Также УФАС сообщает, что на официальном сайте Комитета по транспорту опубликован проект Регламента информационного обеспечения наземного транспорта общего пользования, положения которого накладывают запрет на наружную рекламу на общественном транспорте в Санкт-Петербурге.
Закон о рекламе не содержит запрета на размещение рекламы на подвижном составе наземного транспорта общего пользования. По мнению антимонопольного органа, размещение рекламы на транспорте может способствовать сдерживанию роста тарифов на перевозки за счет получения дополнительного дохода транспортными организациями. Планируемый запрет на размещение рекламы в совокупности с полным отказом от коммерческих перевозок и необходимостью приобретения негосударственными перевозчиками большого количества транспортных средств для участия в конкурсе может привести к еще большему подорожанию стоимости проезда в наземном транспорте.
Кроме того, запрет на размещение рекламы на транспортных средствах может привести с устранения с товарного рынка наружной рекламы рекламных компаний, а также нанести ущерб малому и среднему бизнесу, поскольку лишит предпринимателей одного из доступных и эффективных инструментов продвижения товаров и услуг.
«Одной из целей Национального плана развития конкуренции является повышение конкурентоспособности хозсубъектов, удовлетворенности потребителей, в том числе и снижение цен, однако проведение планируемой реформы наземного транспорта может привести к прямо противоположным результатам», – подчеркнул руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров.
Санкт-Петербургское УФАС России