12 ноября 2019 г. в правительстве Московской области состоялась Международная научно-практическая конференция «Комплаенс как система управления рисками: российский и европейский опыт». В ходе мероприятия заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский рассказал о работе ведомства по совершенствованию антимонопольного регулирования. Он отметил, что действующее российское антимонопольное законодательство соответствует международным стандартам антимонопольного права. «Система антимонопольного регулирования – это в первую очередь ограничение возможностей монополистов и субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, запрет на заключение антиконкурентных соглашений. С 2012 года ФАС является органом предупредительного контроля. Исполняемость предупреждений ведомства составляет более 80%», – уточнил он.
Отвечая на современные вызовы, продиктованные цифровизацией экономики, ведомство трансформирует законодательство. Так, ФАС России разработала пятый антимонопольный пакет. Также подготовлен к первому чтению в Госдуме законопроект о комплаенсе. Согласно документу внедрение антимонопольного комплаенса является добровольной мерой. Предполагается, что хозсубъект будет вправе направить в ФАС России на согласование внутренние акты, внедряющие антимонопольный комплаенс. Если эти акты будут соответствовать требованиям антимонопольного законодательства, то действия компании в рамках согласованного комплаенса не могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства.
«Кроме того, уже сегодня, если компания, внедрившая комплаенс, не совершала нарушений антимонопольного законодательства в течение трех лет, то уровень риска в отношении нее может быть изменен, например, со среднего до умеренного. Внедрение комплаенса является своего рода стимулом для снижения числа плановых проверок на предмет соблюдения антимонопольного законодательства», – уточнил Сергей Пузыревский. Напомним, согласно Постановлению Правительства от 01.03.2018 № 213 внедрение комплаенса является основанием для снижения категории риска в рамках риск-ориентированного подхода при проведении плановых проверок хозяйствующих субъектов на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.
Анализ практики работы антимонопольных органов свидетельствует, что зачастую антимонопольные нарушения совершают органы власти. Согласно Национальному плану развития конкуренции до 2020 г. число таких нарушений должно сократиться минимум в два раза.
«Добиться снижения нарушений антимонопольного законодательство со стороны органов власти можно в том числе с внедрением антимонопольного комплаенса. В помощь субъектам ФАС России были разработаны соответствующие методические рекомендации, – сообщил Сергей Пузыревский. – По состоянию на третий квартал 2019 года акты по внедрению комплаенса приняты в органах исполнительной власти во всех 85 субъектах Российской Федерации и в 19 ФОИВах».
Также в рамках конференции участники мероприятия выдвинули предложение создать национальный стандарт комплаенс-менеджемента. Заместитель руководителя ФАС России поддержал эту идею.
ФАС России