Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект, который определяет понятие антимонопольного комплаенса, а также устанавливает порядок его организации и требования к документам хозяйствующих субъектов, формирующих антимонопольный комплаенс. Об этом пишет ТАСС.
Документ инициирован Правительством РФ во исполнение поручения, содержащегося в Национальном плане развития конкуренции в РФ на 2018–2020 гг., утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».
Законопроектом предлагается закрепить в Законе о защите конкуренции понятие «система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства», установить порядок организации хозсубъектами такой системы соответствия, а также определить основные минимальные требования к содержанию внутренних актов хозсубъектов, формирующих систему соответствия. Антимонопольный орган будет учитывать внедрение хозсубъектом системы соответствия при отнесении его деятельности к той или иной категории риска в рамках риск-ориентированного подхода при контроле за соблюдением требований антимонопольного законодательства.
В отзыве комитета содержится несколько замечаний к законопроекту.
1. При введении антимонопольного комплаенса хозсубъект принимает внутренний акт с определенным в Законе о защите конкуренции содержанием. Хозсубъект вправе направить акт или проект в ФАС России для установления его соответствия требованиям антимонопольного законодательства. При этом неясно, что именно подразумевается под формулировкой «внутренний акт» хозсубъекта, является ли этот акт локальным нормативным актом.
Кроме того, согласно п. 15 ст. 4 Закона антимонопольный орган – это федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы, и наделение в проекте только федерального антимонопольного органа полномочием по осуществлению госконтроля за соответствием внутреннего акта или проекта в целях установления его соответствия требованиям антимонопольного законодательства представляется необоснованным.
2. Проект предусматривает возможность для организации комплаенс-системы применять внутренние акты, в том числе другого лица «из числа лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, если такие внутренние акты распространяются на этого хозяйствующего субъекта». Неясен механизм применения такой системы внутри группы хозсубъектов, также требуют пояснения действия ФАС России при направлении ему нескольких актов для установления соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
3. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства предлагается в качестве одного из инструментов предупреждения его нарушений и снижения антимонопольных рисков для хозсубъектов. Разработка и внедрение ими такой системы, а также получение заключения антимонопольного органа о соответствии внутреннего акта или проекта, формирующего систему, может послужить основанием для освобождения хозсубъекта от ответственности за нарушение антимонопольного законодательства при условии, что его действия осуществлялись в рамках согласованных правил системы соответствия.
Между тем указанная цель не прослеживается непосредственно в проекте. С точки зрения комитета, законодательное закрепление права на внедрение комплаенс-системы должно, с одной стороны, обеспечивать ее эффективность и понятность, с другой – неформальное соблюдение хозсубъектами заложенных в ней требований, а также предполагать положительные правовые последствия для таких субъектов (например, путем смягчения административной ответственности либо поощрения).
4. В проектируемой ч. 4 ст. 91 Закона содержится формулировка «информация о принятии внутреннего акта», которая должна быть размещена на сайте хозсубъекта в Интернете. Неясно, эта информации должна представлять собой сведения о применении хозсубъектом системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства или содержание принимаемого акта.
Читайте также комментарий ФАС России по теме.
Журнал «Конкуренция и право»