На сайте Минфина России размещен аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Законом № 44-ФЗ по итогам III квартала 2019 г. В отчете приводятся данные по следующим блокам вопросов:
- информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок;
- структура заказчиков;
- планирование закупок;
- осуществление закупок;
- реестр контрактов, заключенных заказчиками;
- реестр банковских гарантий;
- контроль в сфере закупок.
В частности, в разделе «Контроль в сфере закупок» приводятся итоги осуществления контроля сферы закупок со стороны ФАС России и Федерального казначейства.
Так, в III квартале 2019 г. ФАС России провела 22 плановых и 2866 внеплановых проверок в сфере закупок. Проверено 4385 процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), из которых в 2211 процедурах (50%) выявлены нарушения. По результатам проверок выдано 911 предписаний об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
По результатам I–III кварталов 2019 г. ФАС России провела 117 плановых и 6487 внеплановых проверок.
В III квартале 2019 г. в службу поступило 22 418 жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при осуществлении закупок.
4023 жалобы (18%) возвращены заявителям, основные причины возврата жалоб:
- невыполнение участниками закупок обязательных требований ст. 105 Закона № 44-ФЗ, в том числе отсутствие в составе жалоб сведений, предусмотренных Законом № 44-ФЗ;
- невыполнение участниками закупок требований ч. 3, 4 ст. 105 Закона № 44-ФЗ – подача жалобы на положение документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок.
1504 жалобы отозваны заявителями, что на 1,6% больше, чем во II квартале 2019 г. (1529).
В III квартале 2019 г. в результате рассмотрения, обоснованными (в том числе частично) признаны 6914 жалоб (31%), выдано 5108 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
По результатам I–III кварталов 2019 г. в ФАС России поступило 61 723 жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при осуществлении закупок. 11 324 жалобы возвращены заявителям, а 3906 жалоб отозваны заявителями.
В результате рассмотрения 20 326 жалоб (33%) признаны обоснованными (в том числе частично), выдано 15 161 предписание об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Кроме того, в III квартале 2019 г. ФАС России возбудила 6345 дел об административных правонарушениях за нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
По итогам рассмотрения вынесено 5267 постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа на общую сумму более 80,6 млн руб. За отчетный период ФАС России взыскала более 62,5 млн руб.
При этом по результатам I–III кварталов 2019 г. ФАС России возбудила 19 764 дел об административных правонарушениях за указанные нарушения, по итогам рассмотрения которых вынесено 16 520 постановлений о назначении административного штрафа на общую сумму более 256 млн руб., а взыскано свыше 162 млн руб.
За III квартал 2019 г. наибольшее количество дел (2041) возбуждено по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в связи с утверждением заказчиками документации о закупке, не соответствующей требованиям законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, из них в 1865 случаях выданы постановления о наложении штрафа. При этом в 1347 случаях возбуждены дела по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, то есть за нарушение порядка отбора участников закупок, из которых в 1165 случаях выданы постановления.
По результатам I–III кварталов 2019 г. наибольшее количество дел (6654) возбуждено по аналогичному основанию (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ), из которых в 6049 случаях выданы постановления о наложении штрафа, а по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ дела возбуждены в 4033 случаях, из них в 3340 случаях выданы постановления о наложении штрафа.
Также в отчете сообщается, что в III квартале 2019 г. в арбитражных судах обжаловано 688 решений (предписаний) ФАС России и 761 постановление о назначении административного наказания за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Требования заявителей при обжаловании решений (предписаний) удовлетворены в 135 случаях, а при обжаловании постановлений о назначении административного наказания – в 172 случаях.
По результатам I–III кварталов 2019 г. обжаловано 1981 решение (предписание) ФАС России, а также 2148 постановлений о назначении административного наказания за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок. Требования заявителей при обжаловании решения (предписания) удовлетворены в 418 случаях, а при обжаловании постановлений о назначении административного наказания – в 426 случаях.
Также в III квартале 2019 г. ФАС России рассмотрела 7443 обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). По итогам их рассмотрения в Реестр включены сведения о 3452 недобросовестных поставщиках.
По результатам I–III кварталов 2019 г. рассмотрено 19 337 обращений о включении сведений об участниках закупок в Реестр. В результате в Реестр включены сведения о 8870 поставщиках.
В отчете приводятся также:
- сведения об итогах рассмотрения ФАС России обращений о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), а также уведомлений об осуществлении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
- данные о результатах контроля, осуществляемого Федеральным казначейством в соответствии с ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ.
Читайте также: «Объем госзакупок за девять месяцев вырос на 22%, до 6,8 трлн руб.».
Журнал «Конкуренция и право»