Поводом для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства послужила жалоба на действия ФТС России, которая предоставляла приоритетный доступ к сервису информирования о категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) только тем компаниям, которые предоставили электронные подписи в поддержку Хартии добросовестных участников ВЭД. Об этом таможенная служба проинформировала участников ВЭД на своем сайте. Необходимость обязательного присоединения к Хартии не предусмотрена нормативными правовыми актами РФ. ФАС России сочла, что подобные действия со стороны таможенного органа могут привести к ограничению конкуренции на рынке и выдала ФТС России предупреждение об их прекращении. Однако ФТС России не исполнила его в срок, что стало основанием для возбуждения антимонопольного дела в отношении таможенной службы.
В ходе рассмотрения дела Комиссия ФАС России пришла к выводу, что возможность получать информацию о категории уровня риска посредством «Личного кабинета» не может воздействовать на общие условия деятельности на рынке услуг в сфере таможенного дела и привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на этом рынке. Кроме того, участники ВЭД одной категории уровня риска находятся в равных условиях относительно проведения контрольных мероприятий вне зависимости от способа информирования о своей категории уровня риска. ФТС России также представила доказательства того, что информирование участников ВЭД о категории уровня риска не создает им конкурентных преимуществ в ведении хозяйственной деятельности, а следовательно, не приводит к ограничению конкуренции.
«Система управления рисками, применяемая ФТС России, создана как раз для того, чтобы уйти от тотального контроля всех участников ВЭД, и в принципе призвана упрощать и ускорять процедуры таможенного контроля. При рассмотрении дела мы задавали вопросы не только таможенникам, но и представителям бизнес-сообщества о том, как дополнительная функция информирования, предусмотренная только для присоединившихся к Хартии, влияет на степень и частоту контрольных мероприятий. Доказательств того, что влияет, не представлено. Таким образом, признаки нарушения антимонопольного законодательства, по которым возбуждалось дело, не подтвердились. При таких обстоятельствах Комиссия приняла решение об отсутствии нарушения. Хочется отметить, что ФТС России не так давно разработан и внедрен антимонопольный комплаенс, призванный предотвращать антимонопольные нарушения. Мы, в свою очередь, готовы оказывать коллегам методическую и любую иную помощь во внедрении механизма антимонопольного комплаенса. Надеемся, с его помощью удастся предотвратить любые возможности нарушения Закона о защите конкуренции», – пояснила заместитель начальника Контрольно-финансового управления ФАС России Наталия Исаева.
ФАС России