На сайте антимонопольного ведомства размещено письмо от 24.10.2019 № ИА/93181/19 «По вопросам об осуществлении закупок недвижимого имущества». В нем даны разъяснения по двум блокам вопросов. 1. Об осуществлении закупок на приобретение объектов недвижимого имущества, которые будут созданы в будущем.
По мнению ФАС России, покупка объекта недвижимого имущества, который будет создан в будущем, является «обходом» положений Закона № 44-ФЗ. В соответствии с требованиями Закона закупка работ по строительству объектов недвижимого имущества осуществляется при соблюдении следующих условий:
- размещение проектной документации;
- установление предквалификационных требований, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99;
- требования о членстве участника закупки в саморегулируемой организации в соответствии с положениями градостроительного законодательства.
При проведении закупок по покупке объектов недвижимого имущества, которые будут созданы в будущем, эти положения законодательства не применяются.
ФАС России квалифицирует действия заказчиков по заключению контрактов по покупке объектов недвижимого имущества, которые будут созданы в будущем, как уклонение от проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.
Кроме того, подобные действия органов госвласти и органов местного самоуправления квалифицируются как антиконкурентные соглашения между заказчиками и хозсубъектами, приводящие к устранению конкуренции при закупке соответствующего объекта недвижимого имущества у «своего» подрядчика.
2. Об осуществлении закупки готового объекта недвижимого имущества для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ.
Закон № 44-ФЗ предусматривает возможность осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) созданного объекта недвижимого имущества.
ФАС России выявляет факты использования этой нормы Закона № 44-ФЗ для ухода от проведения конкурентных способов закупки. Так, служба выявляет следующие обстоятельства, свидетельствующие о намеренном «обходе» Закона № 44-ФЗ:
- заключение муниципального контракта до подписания соглашения о представлении субсидии муниципальному образованию;
- непроведение конкурентных процедур после отмены проведения торгов, в том числе во исполнение предписания антимонопольного органа;
- заключение контракта на более выгодных для подрядчика условиях по сравнению с условиями документации о ранее состоявшемся и отмененном аукционе;
- предоставление земельного участка, строительство объекта по заказу заинтересованных в этом лиц до принятия соответствующего решения, предусмотренного п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
При наличии каких-либо из перечисленных и иных обстоятельств, устанавливаемых ФАС России при рассмотрении конкретных материалов дел, свидетельствующих о намеренном «обходе» Закона № 44-ФЗ, ведомство квалифицирует эти действия органов госвласти как сговор заказчика и хозсубъекта, приводящий к обходу конкурентных процедур по закупке у «своего» подрядчика работ по строительству объекта недвижимости и, как следствие, к устранению конкуренции на рынке строительного подряда.
Журнал «Конкуренция и право»