Мероприятие, организованное газетой «Ведомости» и Ассоциацией антимонопольных экспертов при поддержке Федеральной антимонопольной службы, прошло 25 октября.
Обсуждая необходимость организации в ФАС России отдельного экономического подразделения, Андрей Цариковский, статс-секретарь, заместитель руководителя ФАС России, напомнил, что подобная инициатива уже была реализована в ведомстве. Однако с течением времени ФАС была избрана иная модель структуры: служба переходит от отраслевого контроля к постатейному. Яркий пример такого распределения – Управление по борьбе с картелями.
Отвечая на вопрос, чего не хватает ведомству, Андрей Цариковский сказал, что точно не контроля за новыми законами. Но службе необходима кодификация уже имеющихся полномочий при проведении расследований, которые сейчас существуют в формате «обычаев делового оборота», в частности, получение информации и возможность легально использовать ее в расследованиях.
«Мы перестроились – ФАС в основном расследует дела, имеющие социальную и экономическую важность и значимость для общества или для практики», – сказал он. «Мировые соглашения уже стали нашей стандартной практикой», – добавил замглавы ФАС, говоря о развитии практики службы.
Говоря о возможности новых полномочий антимонопольного органа, он подчеркнул, что лучше всего – общественная организация, способная перенимать некоторые функции у государства.
Комментируя развитие полномочий антимонопольного ведомства в будущем, начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов отметил, что текущий функционал ведомства позволяет обеспечивать основу единого рынка.
«Полномочия, закрепленные за ФАС, синхронизированы между собой и обеспечивают основы функционирования единого рынка. Тарифное регулирование, картели, контроль в сфере госзаказа и гособоронзаказа, анализ экономического развития рынков – все это взаимосвязано. Пожалуй, сегодня нам не хватает точечной донастройки инструментов регулирования», – уточнил он.
Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев рассказал о законодательных поправках, усиливающих ответственность за картельные сговоры: «Уголовная ответственность за картели существует во многих юрисдикциях мира. В УК РФ статья 178 введена в 1996 году и за время ее действия за картели осуждено всего шесть человек, из них двое к лишению свободы. Несомненно, что для участников картелей как рациональных беловоротничковых преступников в превентивную мотивацию должна быть включена угроза уголовного наказания. Административные штрафы не всегда удерживают от картелей и в некоторых случаях могут провоцировать рецидив».
ФАС России