На мероприятии, организованном журналом Vademecum для представителей частного медицинского бизнеса, участники рынка медицинских услуг и регуляторы оценили предложение Минздрава России по введению механизма «двойного лицензирования» для частных клиник. «Отдельные сотрудники Минздрава уже давно высказывались в направлении этого шага, но никто не ожидал, что это коснется в первую очередь медицинских услуг», – отметил начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев. Обсуждая тему введения механизма «двойного лицензирования», предложенного министерством, он предложил участникам мероприятия для начала разобраться в причинах или проблемах, побудивших министерство выступить с этой инициативой, а также «попытаться найти более бережные решения по отношению к частным инвестициям в здравоохранение». Представитель антимонопольного ведомства обозначил три ключевые проблемы, которые существуют на рынке медуслуг. Во-первых, он отметил возможность безусловного участия в системе ОМС медицинских организаций разных масштабов, претендующих на одни и те же виды помощи. «Есть относительно высокомаржинальные и низкомаржинальные виды медицинской помощи. В больших стационарах они компенсируются за счет перекрестного субсидирования, в то время как частные клиники могут сосредоточиться только на высокомаржинальных видах медицинской помощи. Однако, если происходит перераспределение средств в частные клиники, то крупным стационарам становится нечем компенсировать низкомаржинальные, но необходимые населению виды медицинской помощи. Это может приводить к финансовой разбалансировке системы», – пояснил Тимофей Нижегородцев.
Чтобы решить эту проблему, он предлагает ввести требования к клиникам, которые могут участвовать в системе ОМС. Причем эти требования должны касаться неопределенного круга лиц и распространяться как на государственные, так и на частные клиники.
Во-вторых, на рынке наблюдается дефицит платежного спроса. В результате как частные, так и государственные клиники сталкиваются с сокращением потребления более дорогих медицинских услуг и всерьез могут рассчитывать только на спрос, обеспеченный госпрограммами.
«Поэтому борьба между ними обостряется: все игроки конкурируют за госфинансирование, при котором себестоимость медуслуг зачастую оценивается неадекватно, – говорит глава Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России. – Государственные получают субсидирование, а частные – нет. Отсюда взаимное желание и у частных, и у государственных клиник попытаться административным путем оттеснить конкурентов от сокращающегося финансового пирога».
И последняя проблема, которую обозначил спикер, – это дефицит медицинских кадров. «Деньги, которые в целом выделяются на зарплату, перераспределяются в пользу административного персонала и главных врачей. В итоге врачи государственных клиник уходят в частные или идут на совместительство, – рассказывает Тимофей Нижегородцев. – Сегодня частные клиники являются системоспасающими организациями, которые не только обеспечивают жизнеспособность врачей, выплачивая им достойные зарплаты, но и, самое главное, дают им возможность оставаться в профессии».
Решить это вопрос можно, установив требования для клиник с точки зрения ограничений на совместительство (то есть врач может работать либо в частной, либо в государственной клинике), а также упорядочив вопрос штата и разрыва зарплат между руководящими сотрудниками внутри больницы и линейными врачами.
«В целом, антимонопольное ведомство не поддерживает административное регулирование открытия и закрытия частных клиник. Мы считаем, что те проблемы, на которые направлена данная мера, можно решить другими способами», – подытожил Тимофей Нижегородцев.
При этом ФАС России выступает за «территориальное планирование» размещения государственных и муниципальных медицинских организаций как необходимую меру обеспечения государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Напомним, ранее ФАС России сообщила о том, что не поддерживает инициативу Минздрава России по введению механизма «двойного лицензирования».
ФАС России