«Вопросы осуществления и контроля госзакупок впервые обсуждаются в рамках Конференции по конкуренции под эгидой БРИКС. Сегодняшняя сессия позволит нам обменяться мнениями и национальными практиками проведения закупочных процедур», – отметил заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев на правах модератора, открывая сессию «Конкуренция и государственные закупки» VI Конференции по конкуренции под эгидой БРИКС. Он рассказал о порядке проведения и контроле закупочных процедур, законах, регулирующих госзакупки и закупки госкомпаний.
«По итогам 2018 года общий объем госзакупок составил 9,47 триллиона рублей, что соответствует 129 миллиардам евро, а госкомпаний – 16,9 триллиона рублей, или почти 230 миллиарда евро. Как мы видим, объемы закупок госкомпаний почти в два раза больше. Благодаря конкурентной среде на торгах в прошлом году была получена экономия в 1 триллион рублей, или более 14 миллиардов евро», – уточнил он.
Участники закупок могут защитить свои права, обратившись в ФАС России с жалобой на закупку. Недобросовестным участникам торгов, сорвавшим заключение/исполнение контракта, после рассмотрения всех обстоятельств может быть запрещено участвовать в торгах на два года. Компания и ее учредитель включается в Реестр недобросовестных поставщиков. Государственные закупки проводятся по определенным процедурам, к участникам предъявляется закрытый перечень требований, заявки участников оцениваются строго по предложенной системе оценки. Основные формы закупок: электронный аукцион и электронный конкурс.
«Вся информация о закупках представлена в электронном виде в Единой информационной системе. В ней содержатся данные о том, где и какая закупка проходит, кто участвует в такой закупке, кто признан победителем и как исполняется контракт. Открытость закупок и общественный контроль закупок имеют для нас принципиальное значение», – подчеркнул Михаил Евраев.
Говоря о развитии системы закупок, замглавы ФАС России уточнил, что сегодня ведомство предлагает ввести новую форму закупок – электронный магазин, позволяющую провести закупку в течение одного дня. Жалобы на такие закупки планируется рассматривать также в течение нескольких часов в режиме онлайн. Причем предполагается, что в будущем все жалобы и вся претензионная переписка будет вестись в Единой информационной системе.
«Кроме того, мы хотим упросить подачу заявок на торги. Первые шаги в этом направлении были сделаны в первом пакете поправок, принятом весной этого года, предусматривающем подачу согласия на участие в закупке в сфере строительства. Теперь это необходимо сделать и по другим направлениям. В целях предупреждения намеренного срыва закупок мы рассматриваем возможность ввести плату за необоснованные жалобы, а для поддержки добросовестных участников торгов – создать рейтинг деловой репутации на основе исполненных контрактов с предоставлением компаниям преференций в зависимости от положения в рейтинге», – сообщил он.
Старший партнер юридической фирмы Marcus Vinicius Furtado Coelho Advocacia Маркус Коэльо рассказал о практике государственных закупок в Бразилии. Он уточнил, что выявление участия компании в картеле на госзакупках всегда является отягчающим обстоятельством, и привел пример картеля по строительству, техническому обеспечению и модификации метрополитена. В то же время власти Бразилии стараются применить такое наказание за картель, которое не привело бы к сокращению рабочих мест.
Партнер юридической фирмы Khaitan&Co Манас Кумар Чаудхури выступил с докладом об изменениях в сфере госзакупок в Индии после вступления в силу Закона о конкуренции.
«От нарушений на госзакупках всегда страдает конечный потребитель, гражданин. В 2017 году были приняты нормы, обязывающие компании сообщать о случаях сговора и злоупотреблений на торгах. Крупные закупки были переведены в электронную форму, для меньших закупок такая форма носит рекомендательный характер. Все лица, виновные в злоупотреблениях на закупках, попадают в черный список, выйти из которого можно лишь по решению суда», – рассказал он.
Заместитель директора департамента по конкурентной политике и международному сотрудничеству Государственного управления по надзору за рынками КНР Цзинь Цзин презентовала опыт применения в Китае системы контроля за добросовестной конкуренцией в сфере государственных закупок. «Крайне важно создать корректное регулирование, обеспечивающее деятельность компаний на равных условиях и процесс конкуренции», – подчеркнула она.
Также на мероприятии был презентован опыт госзакупок в Турции. С обзором практики выступил директор департамента Конкурентного ведомства Турции Харюн Гюндуз.
Председатель рабочей группы по конкуренции и регулированию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Альберто Эймлер обратил внимание участников сессии, что порой прозрачность торгов может привести к новым сговорам на торгах. Вместе с тем он отметил, что в отличие от обычных картелей, сговор на закупках может быть выявлен администрацией торгов.
Руководитель отдела по конкурентной политике и защите прав потребителей Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) Тереза Морейра отметила, что госзакупки предоставляют очень хорошие возможности для развития конкуренции и об этом необходимо помнить при работе над законодательством.
Специалист по правовым вопросам департамента интеллектуальной собственности, государственных закупок и конкуренции Всемирной торговой организации (ВТО) Анна Мюллер добавила, что либерализация торговли также является двигателем конкуренции в секторе госзакупок.
Подводя итоги сессии, Михаил Евраев пригласил всех участников мероприятия на V Ежегодную научно-практическую конференцию в Сколково, которая пройдет 19–20 ноября в Москве, для продолжения дискуссии, начавшейся на полях VI Конференции по конкуренции под эгидой БРИКС.
ФАС России
Читайте также: