19 сентября 2019 г. в рамках VI Конференции по конкуренции под эгидой БРИКС состоялась сессия «Механизмы сотрудничества при рассмотрении глобальных сделок экономической концентрации». Заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов рассказал об опыте Российской Федерации при рассмотрении глобальных сделок экономконцентрации и механизмах международного сотрудничества. Он сообщил, что согласование таких сделок связано с глобальным характером деятельности участников рынка и национальным характером регулирования.
«Мы ясно ощущаем противоречие между глобальным характером ведения бизнеса и национальным характером регулирования. В разных юрисдикциях у конкурентных ведомств могут возникать разные опасения при рассмотрении одних и тех же сделок, потому что в каждой стране рынки организованы по-разному. Антимонопольным органам сложно выдать надлежащие решения и предписания о том, как должны вести себя сливающиеся компании, чтобы не ограничить конкуренцию. Важно иметь доступ к информации других юрисдикций, информацию о возникающих опасениях, проводить серьезный анализ рынков, чтобы понимать глобальную картину этих рынков и возможных последствий слияния. Бизнес хочет все делать быстро, поэтому скорость и эффективное взаимодействие между конкурентными ведомствами имеют большое значение. Кроме скорости принятия решений важно и предотвращение асимметрии информации и противоречивых предписаний», – сказал Андрей Цыганов.
Замглавы ФАС России привел в пример рассмотрение и согласование глобальной сделки Bayer/Monsanto. Учитывая мировой технологический прогресс и цифровизацию, для понимания динамики конкуренции в аграрном секторе ФАС России применила новые методологические подходы для выявления негативного воздействия на конкуренцию потенциального слияния как на российском, так и на мировом рынках.
«Понятно, что глобальные сделки требуют определенных форм международного контроля. Нужны мягкие и прозрачные механизмы кооперации конкурентных ведомств, которые позволят ответить на вызовы современной экономики с учетом развития инфраструктуры рынков, как физической, так и цифровой. При рассмотрении глобальных сделок мы сотрудничаем с разными странами и пришли к выводу, что такое сотрудничество может быть эффективно. Потому что при глобальном характере сделок мы сталкиваемся с глобальными опасениями», – сообщил спикер.
Замглавы ФАС России перечислил формы и наиболее эффективные механизмы сотрудничества, среди которых двусторонние соглашения, отказ от конфиденциальности, совместные исследования социально значимых рынков и др.
Он также рассказал о проекте «Цифровизация государственного контроля за экономической концентрацией», который предполагает создание возможности подачи заявителем ходатайства онлайн, автоматическую проверку сведений и автоматизацию процессов согласования ходатайств, а также использование больших данных при анализе сделок. По мнению ФАС России, реализация этого проекта позволит повысить эффективность информационного взаимодействия на международном и межведомственном уровнях, создать условия для формирования устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры передачи, обработки и хранения больших объемов данных, сократить сроки прохождения процедур и повысить прозрачность деятельности антимонопольного органа.
«Одно из предложений России касается перехода к сходным протоколам и алгоритмам в разных юрисдикциях в случае, если в наших странах будет осуществлена электронная подача ходатайств, также речь идет об унификации или гармонизации требований, которые должны содержаться в этих документах», – сообщает замглавы ФАС России.
Андрей Цыганов упомянул сотрудничество на площадке ЮНКТАД, благодаря которому разработан и одобрен текст Руководящих принципов и процедур международного сотрудничества в соответствии с Секцией F Комплекса по конкуренции ООН, включая положения о сотрудничестве при рассмотрении сделок экономической концентрации и обмен вейверами.
В завершение выступления Андрей Цыганов призвал активизировать сотрудничество по процедурным вопросам и сближать подходы разных стран при рассмотрении глобальных сделок экономической концентрации: «Обсуждение показало, что остается большое количество нерешенных проблем. На конференции мы говорили о том, как крупные компании занимаются последовательными поглощениями множества мелких фирм, когда каждая из этих сделок не приводит к ограничению конкуренции, но их совокупность может вызвать такие последствия. Мы должны понимать, когда количество таких сделок составит критическую массу, способную изменить состояние того или иного рынка. Мы предлагаем активизировать наше сотрудничество по функциональным направлениям нашей работы и работать над сближением наших подходов к анализу сделок слияния и поглощений».
ФАС России