17 сентября 2019 г. в рамках VI Конференции по конкуренции под эгидой БРИКС состоялись сессии «Вопросы конкуренции на продовольственных рынках БРИКС» и «Развитие конкуренции на автомобильных рынках БРИКС». Выступая на первой сессии, заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров сообщил, что к 2050 г. по всему миру ожидается значительное увеличение спроса на продовольствие. Требующееся увеличение производства продовольствия невозможно без применения ряда мер, в том числе без эффективной государственной конкурентной политики, поскольку нарушение правил конкуренции на продовольственных рынках критично не только для функционирования экономик, но и для национальной безопасности любого государства.
Цифровизация в аграрной сфере характеризуется внедрением новых технологий и решений: ускоренной селекции с участием цифровых платформ и использованием больших данных. «Происходящие процессы требуют адекватного ответа, и рабочая группа по продовольствию стран БРИКС стала платформой для формирования согласованных подходов стран БРИКС к антимонопольному регулированию продовольственных рынков в условиях глобализации», – подчеркнул замглавы ФАС России.
В рамках взаимодействия конкурентные ведомства проводят совместные исследования и расследования в случае выявления нарушений антимонопольного законодательства трансграничного характера и рассмотрения сделок экономической концентрации, а также обмениваются опытом стран БРИКС в пресечении антимонопольных практик на продовольственных рынках.
Как отметил Андрей Кашеваров, учитывая сегодняшнюю рыночную повестку, ФАС России считает важным обсудить в формате БРИКС выработку новых подходов при контроле экономконцентрации на динамично развивающихся инновационных рынках и пересмотр подходов к антимонопольному регулированию с целью усиления переговорной позиции фермеров. Также актуальны вопросы противодействия расширению практики использования интеллектуальной собственности как инструмента для монополизации отдельных сегментов продовольственного рынка, к которым относятся патентная защита и лицензионные соглашения.
«Ситуация на продовольственных рынках с точки зрения конкуренции скорее ухудшается: мы видим процессы концентрации на всех уровнях глобальных продовольственных цепочек, – пояснил в ходе мероприятия директор антимонопольного центра БРИКС и Института права и развития ВШЭ – Сколково Алексей Иванов. – В нашем докладе по продовольственным рынкам, который был представлен на прошлой конференции БРИКС в Бразилии в 2017 году, мы говорили прежде всего о рынке семян, агрохимии и цифрового земледелия. Сейчас мы также внимательно смотрим на глобальные рынки торговли продовольствием. Концентрация в агротрейдинге исторически очень велика – на рынке доминирует несколько международных компаний. Теперь эти трейдеры заключают соглашения о создании цифровых платформ для глобального трейдинга в агросфере. Это ведет к еще большей экономической концентрации и усилению их власти. Антимонопольное влияние на эти процессы очень ограничено в силу его глобального характера. А ключевые юрисдикции вроде США и ЕС не сильно обращают на эти проблемы внимание, поскольку они вредят преимущественно потребителям в развивающихся странах, в том числе у нас. В этой связи кооперация антимонопольных ведомств стран БРИКС по защите конкуренции на глобальных продовольственных рынках становится особенно важной. Надеюсь, что антимонопольные ведомства БРИКС смогут выйти на новые горизонты сотрудничества и по проблеме глобального трейдинга в продовольственной сфере».
На сессии, посвященной вопросам обеспечения конкуренции на автомобильных рынках, выступил статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский.
«Мы живем в достаточно интересное время. Если мы посмотрим всю повестку, то увидим, какое огромное значение приобретает проблема цифровизации. Эти вопросы также коснулись и автомобильной отрасли. По сравнению с 2015 годом в 2020 году уровень затрат на цифровизацию в автопроме увеличится более чем в два раза и составит более 82 миллиардов долларов. Автомобильная промышленность превращается в цифровую», – начал он свое выступление.
Сегодня автомобильная промышленность испытывает колоссальный кризис из-за падения продаж по всему миру. Эта тенденция может продолжиться: социологические исследования показывают, что молодое население становится более мобильным и отказывается от прав на собственность, в том числе на автомобили.
«Мы наблюдаем, как автомобиль все чаще из собственности превращается в услугу, – говорит Андрей Цариковский. – Именно поэтому на рынок автопрома, где традиционно работают мощнейшие автоконцерны, в последнее время вышли совершенно нестандартные конкуренты – глобальные цифровые компании Google и Yandex».
Другая тенденция, которую отметил замруководителя ФАС России, заключается в том, что, «как и во многих других отраслях промышленности, в автомобильной происходит создание альянсов. С одной стороны, таким образом компании объединяют свои усилия и технологические разработки. С другой стороны, возникает вопрос: не нарушают ли они этим конкуренцию?»
Продолжая тему тренда по объединению компаний, Андрей Цариковский отметил, что в последнее время наблюдается очень много вызовов для антимонопольных органов по защите конкуренции во всем мире: «Мы должны очень сильно переосмыслить свою работу. Раньше мы рассматривали конкуренцию и научно-технический прогресс как вещи неразрывные. Но что тогда является конкуренцией сегодня?»
Он напомнил историю с появлением двух ведущих авиаконцернов мира – Boeing и Airbus. Их объединение «уменьшило количество игроков на рынке, но в то же время мы получили конкуренцию на многие годы, которая привела и к техническому прогрессу, и к совокупной выгоде для потребителей. То же самое нас ждет и в автопроме. Но мы должны понять, к чему ведут эти объединения компаний: к благу для потребителей, к научно-техническому прогрессу либо к нарушению конкуренции».
Андрей Цариковский подчеркнул, что с появлением новых тенденций на рынке меняется и подход антимонопольного ведомства к рассмотрению сделок. В последние годы при рассмотрении сделок ФАС России исходила из выгоды от них для потребителей, а также из развития научно-технического прогресса. «Сегодня мы соглашаемся на сделки, на которые не согласились бы раньше, – заметил он. – Но в этих случаях мы выдаем многостраничные предписания, чтобы сохранить баланс и конкуренцию на рынке».
Завершая выступление, статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС России отметил важность так называемого мягкого регулирования. Он подчеркнул: «Применять законы – хорошо и приятно, приятно почувствовать себя судьей. Однако чем меньше и аккуратнее будет вмешательство регулирующих органов в экономику, чем больше будет смещаться акцент с действий по устранению нарушений на действия по их предупреждению, тем это будет лучше и эффективнее».
По материалам ФАС России