16 сентября 2019 г. состоялось расширенное заседание Коллегии ФАС России. Глава службы Игорь Артемьев подвел итоги ее деятельности за последний период и отметил основные проблемы и перспективы развития конкуренции в Российской Федерации. «Оценка состояния конкуренции, как в целом, так и в отдельных отраслях и сферах, является важнейшим инструментом разработки и реализации государственной экономической политики. Принятие Указа Президента, Национального плана по развитию конкуренции, проведение Государственного совета по ее поддержке в регионах и утверждение на федеральном уровне „дорожной карты“ в ключевых отраслях экономики привели к созданию правовой основы развития конкуренции», – подчеркнул он.
Подводя итоги реализации этих документов, Игорь Артемьев указал, что «дорожная карта» развития конкуренции в установленные сроки исполнена на 41,5%.
Также он выделил важность регионального аспекта поддержки конкуренции: «За прошедшее время все субъекты РФ определили ключевые рынки, закрепили в положениях органов власти важность развития конкуренции и внедрили антимонопольный комплаенс. Сейчас ведется работа по актуализации региональных „дорожных карт“».
Глава службы сообщил, что количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти снизилось на 14%, доля госзакупок у малого бизнеса составила 29,7% при целевом показателе Нацплана развития конкуренции к 2020 г. – 31%, аналогичный показатель для госкомпаний составил 12,1%, целевой показатель к 2020 г. – 18%.
Игорь Артемьев также затронул тему тарифного регулирования. «За последние четыре года мы провели колоссальную работу в этом направлении. Нам удалось закрепить принципы долгосрочного тарифного регулирования на все естественномонопольные сферы контроля. В сферах ЖКХ и электроэнергетики устранены возможности для превышения предельного уровня тарифов в субъектах Российской Федерации. Этот вопрос особенно важен, так как он затрагивает всех наших граждан. Внедрен принцип „тариф в обмен на инвестиции“, стимулирующий организации к сокращению издержек и повышению своей производительности», – сообщил глава ФАС России.
Однако, по его словам, остается проблема отсутствия прозрачного тарифного регулирования, которая будет решена после принятия единого закона о государственном регулировании тарифов.
Кроме того, Игорь Артемьев сообщил о создании современной системы борьбы с картелями. «Сейчас угроза уголовного наказания за картельные сговоры стала реальной. По материалам ФАС России возбуждено 34 уголовных дела, из них 15 дел по статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, остальные случаи – различные коррупционные и должностные преступления, связанные со сговорами с заказчиками на торгах», – отметил руководитель службы.
Переходя к проблемам развития конкуренции, глава ФАС России выделил медленное развертывание электронных систем сопоставления цен, огосударствление финансового сектора, неконкурентное предоставление природных ресурсов хозяйствующим субъектам, отсутствие единых процедур по продаже госимущества, непрозрачность утверждения и исполнения инвестиционных программ субъектов естественных монополий и закупочных процедур госкомпаний.
В качестве решения этих и других проблем Игорь Артемьев обозначил перед антимонопольным органом следующие задачи:
- продолжить активную реализацию Указа Президента РФ об основных направлениях госполитики по развитию конкуренции;
- подготовить и принять новый Национальный план по развитию конкуренции на 2021–2025 гг., который обеспечит развитие конкуренции в стране на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- осуществить меры по декартелизации экономики;
- продолжить развитие биржевой торговли;
- провести работу по цифровизации тарифного регулирования.
ФАС России