Статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский выступил с приветственным словом на II Евразийском форуме по картелям. Он рассказал о важности обсуждаемых вопросов: «Большое количество картелей характерно для нашей страны, оно обусловлено наследием плановой экономики СССР; плюс в России крайне высока концентрация производств. Проблемы всех стран евразийского пространства весьма схожи». Андрей Цариковский подчеркнул значимость, которую Правительство РФ придает борьбе с картелями: проведение форума предусмотрено утвержденной в этом году Председателем Правительства РФ Межведомственной программой по выявлению и пресечению картелей до 2023 г.
Говоря о российском опыте по борьбе с картелями, замглавы ФАС России отметил: «Первые годы мы учились многому и впитывали международный опыт, теперь мы и сами можем рассказать и помочь коллегам из других юрисдикций».
Также он напомнил о создаваемой в российском конкурентном ведомстве современной программе по выявлению цифровых картелей «Большой цифровой кот».
Андрей Цариковский заключил, что если действия ФАС России по борьбе с картелями не подхватит общество, эффективной борьбы не получится: «Никакие действия госорганов не будут эффективны без поддержки общества. Нам нужно соблюдать баланс между эффективной защитой экономики от картелей, но не превращать ее „в петлю на шею“ бизнеса. И, на мой взгляд, нам удалось найти этот баланс».
На форуме также выступил начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев.
«Если что-то выгодно экономически, никакие барьеры не остановят нарушителей. Поэтому мы стараемся укреплять наше международное сотрудничество для борьбы с картелями», – отметил он и перечислил проблемы, которые препятствуют полноценной работе. Так, по его словам, «законодательно прописаны механизмы взаимодействия, но если выходить за их рамки, работа заканчивается».
Андрей Тенишев также рассказал о деле контейнерных перевозчиков: «Трудности были от юридических до процедурных. Вопросы и проблемы международного сотрудничества для нас не просто гипотетические, мы на своем опыте убедились в том, что эти проблемы надо решать».
Заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Мухамед Хамуков добавил, что «международные документы и конвенции регулируют расследование уголовных и административных дел, но не антимонопольных», и подчеркнул декларативный характер множества документов по взаимодействию. «Мы должны прийти к общей Конвенции по борьбе с картелями, – полагает он. – Подобные конвенции уже есть: по борьбе с фальшивомонетничеством, отмыванием денег, пресечению дачи взятки иностранному должностному лицу, налоговым нарушениям, и степень опасности международных картелей не менее значима».
В завершение дискуссии Андрей Тенишев заключил: «Картели – это зло, и зло безусловное. Осознание необходимости борьбы с ними должно превалировать над экономическими интересами стран».
Также в рамках II Евразийского форума по картелям представители ФАС России, правоохранительных органов и юридического сообщества обсудили развитие уголовного законодательства в части защиты конкуренции и практику его применения.
Андрей Тенишев рассказал об изменениях ст. 178 Уголовного кодекса РФ за время ее существования: «Сначала в статью погрузили все: недобросовестную конкуренцию, сговор на торгах, антиконкурентные соглашения. Затем часть норм была исключена и среди них – ответственность за сговор с госзаказчиками – организаторами торгов, что, несомненно, является более опасным преступлением».
По его словам, не только ст. 178 защищает конкуренцию: практика показывает, что при вынесении приговоров применяются такие составы, как злоупотребление должностным положением, взятка, растрата и др.
«Любой „беловоротничковый“ преступник перед совершением нарушения взвесит все за и против. Если нет риска быть пойманным, нет преград к нарушению закона. Если он посчитает штраф за сговор и поймет, что профит у него останется – это также не удержит его от преступного деяния. Угроза реальной уголовной ответственности в семь лет должна его остановить. Если этого не будет, никакие штрафы не удержат», – подчеркнул Андрей Тенишев.
Начальник управления рассказал о законопроекте, усиливающем ответственность за картели: «Мы возвращаем специальную норму за сговор заказчика и участника торгов, разделяем нормы для картеля на товарных рынках и торгах, убираем признак „ограничение конкуренции“ – картель имеет запрет per se – это презумпция, которую не нужно доказывать».
Также вводится реестр участников картелей, которые лишаются права участвовать в торгах, ответственность за повторное нарушение, декларирование осведомленности об ответственности за участие в картеле участников торгов.
В заключение сессии, говоря о применении уголовной статьи и работе ФАС России с правоохранительными органами, Андрей Тенишев подчеркнул: «То, что произошло в нашем взаимодействии, – это прорыв».
Заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Антон Тесленко рассказал о борьбе с антиконкурентными соглашениями в цифровую эпоху. В настоящее время ФАС России разрабатывает скрининговую систему по выявлению и предупреждению нарушений. Создаваемая под неофициальным названием «Большой цифровой кот» программа помимо выявления признаков антиконкурентных соглашений позволит оценить вероятность заключения и реализации сговора в каждом конкретном случае. Это повысит эффективность выявления и пресечения антиконкурентных соглашений за счет системного подхода и эффективного использования имеющихся у различных органов власти баз данных.
По словам Антона Тесленко, первый модуль программы уже прошел апробацию в Управлении по борьбе с картелями ФАС России и в ближайшее время будет внедрен в работу территориальных органов службы.
«Первый модуль программы позволяет проводить скрининг открытых данных и выявлять подозрительную активность деятельности хозяйствующих субъектов при участии в торгах. Разрабатываемый второй модуль позволит анализировать закрытые базы данных, и в том числе будет отсекать допустимые соглашения. Третий модуль программы будет построен на базе математической модели, которая позволит оценивать вероятность наличия сговора», – отметил он.
Также он рассказал об аукционных роботах, использование которых само по себе не является нарушением законодательства или однозначным и самостоятельным признаком антиконкурентного соглашения. Однако, по словам спикера, когда никакого полезного функционала изначально в аукционный робот не заложено и он предназначен только, например, для осуществления схемы «таран» на торгах, то его нужно однозначно запрещать и для применения, и для продажи.
В качестве примера использования электронных доказательств Антон Тесленко рассказал о практике территориального органа ФАС России, который возбудил дело по информации ОНФ «За честные закупки» о том, что объект торгов к моменту проведения аукциона был уже построен. При этом в аукционной документации был прописан срок реализации строительства за 17 дней. Данные о начатом строительстве были получены через сервис «Яндекс.Карты».
В качестве дискуссионных вопросов спикер предложил обсудить необходимость актуализировать понятие тайны связи в условиях цифровой экономики, а также вопросы ответственности за создание и использование различного недобросовестного ПО, позволяющего ограничивать конкуренцию.
По материалам ФАС России