Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ рассмотрела дело об оспаривании правомерности расчета штрафа по договору, заключенному в соответствии с Законом № 223-ФЗ, по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063, в соответствии со ст. 34 Закона № 44-ФЗ (Определение ВС РФ от 29.08.2019 № 305-ЭС19-8124 по делу № А40-199887/2018). Историю рассмотрения дела приводит Гарант. В арбитражный суд обратился заказчик по договору на выполнение проектных и инженерно-изыскательских работ по объекту капитального строительства. В соответствии с условиями договора генеральный проектировщик обязался не передавать разработанную им проектную документацию третьим лицам без согласия заказчика. При этом исполнитель поручил разработку проектной документации лицу, не согласованному с заказчиком. В связи с этим заказчик обратился в суд с иском о взыскании с проектировщика штрафа.
Заказчик рассчитал штраф по подп. «б» п. 4 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее – Правила). Суды не нашли противоречия в применении Правил к отношениям по договору, заключенному по Закону № 223-ФЗ и исходили из того, что связи с нарушением генпроектировщиком условий договора требование о взыскании с организации штрафа, начисленного на основании положений Правил, обоснованно.
Судьи ВС РФ не согласились с такой позицией и отметили, что нижестоящие суды не учли, в частности, положения ст. 330 ГК РФ, согласно которой основания для применения неустойки должны быть согласованы в договоре либо установлены законом. С учетом того, что договор заключен в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ, Правила, устанавливающие меру ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из заключенных на основании Закона № 44-ФЗ контрактов, не подлежали применению.
Таким образом, поскольку ни законом, ни условиями договора в качестве способа обеспечения обязательства или меры гражданско-правовой ответственности не предусмотрена возможность начисления генеральному проектировщику штрафа за привлечение к разработке проекта третьего лица и передачу ему проектной документации, у судов не было правовых оснований для взыскания с ответчика штрафа.