Президент Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) и глава «Фосагро» Андрей Гурьев 26 августа направил письмо главе ФАС России Игорю Артемьеву о ценах на железнодорожные цельнокатаные колеса (ЦКК). Об этом сообщает «Коммерсантъ». В документе РАПУ, парк вагонов в собственности предприятий-членов которой превышает 20 тыс., отмечено, что с 2017 г. на некоторых из них «сохраняется ситуация, связанная с дефицитом ЦКК» в связи с отказом основного производителя отрасли – АО «Выксунский металлургический завод» (ВМЗ) – от заключения долгосрочных контрактов. «В настоящее время закупка возможна лишь небольшими партиями либо на торгах, либо у посредников», – сообщается в письме РАПУ с указанием на то, что с октября 2018 г. цены на ЦКК увеличились с 36 тыс. до 108 тыс. руб.
Рост расходов на колеса отрицательно сказывается на возможности предприятий «обеспечивать декларируемый уровень цен» на минудобрения и ухудшает их конкурентоспособность на экспортных рынках, пишут химики.
Рост цен на ЦКК, начавшийся со скачком спроса и формированием дефицита во второй половине 2016 г., уже был предметом интереса ФАС России. В октябре 2018 г. служба возбудила дело против обоих российских производителей ЦКК (ВМЗ и АО «ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат») в связи с ростом цен в 2017–2018 гг. Однако сначала из него был исключен «Евраз НТМК» – служба определила, что единоличное доминирующее положение на рынке занимает ВМЗ,– а потом и ВМЗ освободили от обвинения в завышении цен, установив, что цены росли из-за ажиотажного спроса, а предприятие работало с полной загрузкой. Впрочем, потом ФАС России возбудила новое дело против ВМЗ на основании информации об открытых запросах цен, которые ВМЗ проводил с апреля и где цена мелких партий переваливала за 100 тыс. руб.
Производители удобрений пишут, что тот факт, что в результате расследования ФАС России, инициированного в 2018 г., не было выявлено нарушений антимонопольного законодательства, возможно, объясняется тем, что в качестве заинтересованных лиц не привлекались «реальные потребители колес, и фактически доказательства представлялись лишь одной стороной – производителями и посредниками». Они просят господина Артемьева взять дела ФАС России, возбужденные по фактам роста цен и дефицита на рынке ЦКК с 2017 г., под свой контроль и привлечь к участию потребителей колес – собственников вагонов.
«Мы только сегодня получили обращение от РАПУ о нарушении антимонопольного законодательства на рынке железнодорожных колес, которое будет рассмотрено ФАС в установленные законом сроки, – сообщила начальник Управления контроля промышленности ФАС России Нелли Галимханова. – В то же время ведомство сообщает, что им были получены обращения от ООО „Уралхим-транс“, входящего в РАПУ, которое антимонопольная служба привлекла к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах еще в июле 2019 года при возбуждении дела». Первое заседание комиссии назначено на 12 сентября, говорит госпожа Галимханова, подчеркивая, что первое антимонопольное дело на рынке железнодорожных колес возбуждено в октябре 2018 г., и «состязательность была обеспечена репрезентативным опросом потребителей, а также участием в деле ОАО „РЖД“ и Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ)».
Читайте также: