5 августа 2019 г. в ФАС России прошло совещание с представителями Минтранса России, на котором обсудили исполнение перечня поручений Президента РФ от 5 августа 2017 г., Указа Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», мероприятий Межведомственной программы мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2019–2023 гг., утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.06.2019 № 1314-р. В ходе совещания представители Управления по борьбе с картелями ФАС России сообщили, что антиконкурентные соглашения на рынке пассажирских перевозок отмечены в 28 субъектах РФ.
Всего с 2016 г. ФАС России возбудила 50 дел о картелях и иных антиконкурентных соглашениях в сфере пассажирских перевозок. Как правило, это дела о соглашениях о повышении или поддержании цен на перевозки, о создании препятствий доступу на рынок для других компаний, об оказании преимущества и о соглашениях с органами власти.
По мнению представителей Минтранса России, это свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны органов исполнительной власти субъектов РФ.
Так, в феврале 2018 г. Челябинское УФАС России приняло решение о нарушении четырьмя хозсубъектами п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции: они единовременно повысили тариф на перевозки пассажиров с 20 до 25 руб. УФАС установило, что экономического обоснования для повышения тарифов не было. Хозсубъекты привлечены к административной ответственности, а стоимость проезда снижена. Решение и предписания антимонопольного органа поддержали суды.
В октябре 2018 г. Тюменское УФАС России признало ООО «Тюменьавтотранс» и ООО «Тюменьавтолайн» нарушившими п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции. Антиконкурентное соглашение компаний привело к поддержанию цен на торгах на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Хозсубъекты привлечены к административной ответственности.
В 2017 г. Марийское УФАС России приняло решение о нарушении п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции девятью хозсубъектами, которые единовременно повысили тариф на перевозки пассажиров с 18 до 20 руб. Согласно расчетам антимонопольного органа и с учетом тарифов других перевозчиков установлено, что стоимость перевозки несопоставима с расчетами ответчиков. Три судебные инстанции оставили решение УФАС в силе.
«Антиконкурентный сговор в социальной сфере всегда более чувствителен, так как напрямую отражается на потребителе. Мы уже активно работаем по направлению декартелизации дорожного строительства и сейчас намерены уделить такое же пристальное внимание и декартелизации сферы пассажирских перевозок. Это должно положительно сказаться на стоимости проезда пассажирским транспортом», – отметил статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский.
«Необоснованное повышение тарифа на перевозку даже на один рубль – это миллионы незаконного дохода картеля в год, – подчеркнул начальник Управления по борьбе с картелями Андрей Тенишев. – Выявление и пресечение таких нарушений однозначно необходимое направление работы антимонопольного ведомства».
Статс-секретарь – заместитель Министра транспорта РФ Дмитрий Зверев отметил, что «совместно созданная рабочая группа проанализирует правоприменительную практику и факты антиконкурентной практики в дорожном строительстве, при этом необходимо четко определить критерии в связи со спецификой отрасли и спецификой рынка квалифицированных подрядчиков инфраструктурных объектов». Минтранс России также проинформировал о совместной с Минстроем России работе по данному направлению.
Анализ правоприменительной практики позволит ФАС России и Минтрансу России подготовить предложения по изменению федерального законодательства, направленного не только на усиление ответственности, но и на предотвращение антиконкурентной практики и необоснованного повышения цен. Одно из таких мероприятий – проект федерального закона № 674420-7 «О внесении изменений в статью 34 Федерального закона „Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом“». Он направлен на совершенствование системы расчетов платы за услуги объекта транспортной инфраструктуры, связанные с перевозками пассажиров автобусами. Проект подготовлен Правительством РФ и принят Госдумой в первом чтении в июле 2019 г.
ФАС России
Читайте также: «ФАС России и Минтранс России создадут группу по профилактике картелей при строительстве дорог».