Объем неконкурентных государственных закупок постоянно растет и достиг 63,7% в первом полугодии 2019 г., подсчитали эксперты НИУ ВШЭ на основе данных Минфина России. Об этом пишет РБК. Наибольший объем прямых закупок у единственного поставщика приходится на контракты по актам Президента РФ или Правительства РФ у естественных монополий и на коммунальные услуги – 67% по данным за 2018 г. В отчете по результатам мониторинга закупок по Закону № 44-ФЗ Минфин России сообщил о снижении доли таких закупок, однако официальный показатель маскирует неконкурентные закупки, изначально заявленные как конкурентные.
Минфин России акцентирует внимание лишь на прямых закупках у единственного поставщика. В то время как эксперты ВШЭ относят к неконкурентным еще и изначально конкурентные закупки (аукцион, конкурс, другие виды торгов), не состоявшиеся из-за того, что к ним был допущен всего один поставщик или вовсе никто не участвовал. Как подсчитали эксперты ВШЭ, 54,6% изначально конкурентных закупок на общую сумму 2,4 трлн руб. были признаны несостоявшимися.
Эксперты ВШЭ анализировали только закупки по Закону № 44-ФЗ, которыми руководствуются государственные и муниципальные органы власти, так как Минфин России еще не опубликовал свежие данные о закупках госпредприятий по Закону № 223-ФЗ.
Минфин России не привлекает должного внимания к проблеме постоянного роста неконкурентного сектора закупок в России, считают эксперты ВШЭ. «Мониторинговые отчеты готовит тот же самый орган власти, деятельность которого является предметом мониторинга. Результат этого – отсутствие объективной картины о состоянии закупочной системы и неэффективность работы контрактной системы в целом», – подчеркивается в материале ВШЭ.
Но Минфин России полагает, что относить несостоявшиеся конкурентные закупки к неконкурентному сектору некорректно. «Закупки у единственного поставщика вследствие признания конкурентных закупок являются очередным этапом одной и той же и именно конкурентной процедуры. В данном случае заказчик не осуществлял отбор поставщика по своему усмотрению, с которым заключит контракт, или ограничил участие остальных. Это лишь последствия, наступившие по результатам конкурентной процедуры, которые говорят заказчику, куда идти дальше, если они наступили: в ФАС России для проверки результатов торгов, заключать контракт или на повторные торги», – пояснили в министерстве.
По мнению Минфина России, к неконкурентным закупкам корректно относить прямые закупки у единственного поставщика, которые заказчики вправе, но не обязаны осуществлять по тем основаниям, которые предусмотрены законом. «Однако большинство таких оснований носят вынужденный характер, поскольку зависят от всей широты гражданско-правовых отношений, возникающих у заказчиков при осуществлении своей деятельности (различные текущие платежи, расчеты с естественными монополиями, водо-, тепло-, газо-, электроснабжение, закупка лекарств по решению врачебной комиссии и др.). В таких случаях проведение конкурентных торгов просто невозможно», – подчеркивают в Минфине России.