Убрать из законодательства рудиментарные нормы, отказаться в ряде случаев от необходимости публикации НМЦК, отдать приоритет критериям опыта и квалификации исполнителя – эти и другие предложения начальник Управления корпоративных реформ и закупок Аналитического центра при Правительстве РФ Павел Тихомиров высказал в ходе круглого стола «Государственные закупки и нецелевое расходование бюджетных средств: какой должна быть контрактная система в РФ», который прошел в Госдуме. Тезисы его выступления приводятся на сайте Аналитического центра при Правительстве РФ. «Мы живем в плену стереотипов относительно норм законодательства о закупках, которые тянутся еще из 305-го указа президента, подписанного в 1997 году, – напомнил Тихомиров. – В текущем законодательстве нужно пересмотреть некоторые подходы и устранить рудиментарные нормы».
Например, эксперт предложил отказаться от цели «предотвращение коррупции и других злоупотреблений», записанных в законах № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. «Это задача правоохранительных и контрольных органов, – считает Тихомиров. – Цель закупщиков – своевременно и качественно обеспечить потребности заказчиков в товарах, работах, услугах, которые соответствовали бы техническим требованиям и обеспечивали бы лучшее соотношение цены и качества».
Предотвращение коррупции не может являться целью процедурного закона, уверен эксперт. Да и упомянутый 305-й был выпущен в целях обеспечения эффективного расходования средств, а также «пресечения злоупотреблений государственных служащих своим служебным положением», что не имеет отношения к понятию коррупции.
Также Тихомиров предложил рассмотреть возможность отказа от необходимости публикации НМЦК в ряде случаев. Например, при насыщенном рынке, где высокая конкуренция на торгах сама определит цену, или при закупке уникальных технологий или оборудования в условиях узкого рынка, где у заказчика нет возможности точно рассчитать НМЦК. В ЕС и в законодательстве других стран нет обязанности публиковать НМЦК, напомнил он.
Еще одно предложение касалось возможности установления требований о наличии у участника минимально необходимого опыта, квалификации, материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов. «В любой сделке стороны должны проявлять осмотрительность, – сказал Тихомиров. – Субъекты рынка смотрят на будущего контрагента прежде всего с точки зрения оценки рисков не получить от другой стороны то, на что они рассчитывают. Однако 44-ФЗ и 223-ФЗ рушат эту парадигму».
Во всем мире основным критерием оценки риска неисполнения контракта является наличие у контрагента опыта исполнения работ, инструментов и квалификации, отметил Тихомиров. «Сначала допускают по критериям „опыт и квалификация“, а затем уже прошедших этот этап оценивают по минимальной цене и качеству. ФАС России же считает установление требования к участнику о наличии опыта нарушением законодательства», – подчеркнул он.
Помимо этого, эксперт предложил предусмотреть в законодательстве о закупках новый вид обеспечения исполнения контракта: гарантийные суммы удержания из платежей по контрактам в тех же размерах, что и обеспечение. Это, по его мнению, снизит финансовую нагрузку на участников и сделает более легким для заказчика удержание средств с гарантийных сумм по соответствующим основаниям.
В части функций контроля в закупках по Закону № 223-ФЗ Тихомиров предложил передать рассмотрение жалоб участников в корпоративный сектор. «ФАС России рассматривает огромное количество жалоб, но рассмотрение жалоб – это не самоцель контроля. Главное – это выявление причин нарушений и подготовка предложений по совершенствованию законодательства в целях их устранения», – считает Тихомиров. По его мнению, передача функции рассмотрения жалоб на уровень заказчиков позволит снизить нагрузку на ФАС России и освободит время на анализ причин и подготовку предложений. При этом жалобы должны рассматриваться по существующим правилам: регистрация в СЭД, приостановка закупки, публикация результатов рассмотрения на сайте, а ФАС России будет надзорным и апелляционным органом.