Федеральное казначейство предлагает кардинально изменить механизм формирования начальной (максимальной) цены контракта в госзакупках, заявила заместитель начальника управления по контролю в сфере контрактных отношений казначейства Елена Лабурцева. «Видим основную проблематику на этапе формирования НМЦК, – приводит ее слова Интерфакс-ProЗакупки. – При проверках выявляются факты, свидетельствующие о завышении цен при формальном соблюдении норм законодательства».
В настоящее время госзаказчики при формировании НМЦК могут руководствоваться методическими рекомендациями, которые содержат несколько вариантов порядка определения цены контракта. Наиболее распространен метод запроса коммерческих предложений (направляются заказчиками трем участникам рынка для получения ценовой информации, необходимой для формирования НМЦК).
«На практике имеются случаи, когда запросы коммерческих предложений направляются аффилированным с заказчиком компаниям, или ответ на такие запросы поступает от компаний, которых просто не существует, – вариантов много», – отмечала ранее руководитель Департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина России Татьяна Демидова.
«Сейчас нет механизмов реагирования на такие нарушения, – подчеркнула Лабурцева. – Более того, порой в сложных закупках (прежде всего, закупках работ и услуг) нам даже не понятна рыночная цена. При этом у нас нет полномочий проводить проверку фактических расходов поставщиков, что могло бы помочь в определении реальной рыночной цены».
По ее мнению, первоочередным шагом по развитию закупочного законодательства должен стать пересмотр способов формирования НМЦК. При этом она отметила, что на отдельных рынках необходимо создание отраслевых порядков обоснования цены контрактов. «В этом году мы сосредоточены на проверках закупок в сфере информационных технологий, где весьма непрозрачное ценообразование, – добавила Лабурцева. – Заказчики сами отмечают, что было бы неплохо иметь свод правил, которым они могли бы руководствоваться при формировании НМЦК по закупкам в ИТ».