На сайте антимонопольного ведомства размещены рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления о применении комплекса мер, направленных на предотвращение и профилактику нарушений антимонопольного законодательства в сфере наружной рекламы. Рекомендации направлены в том числе на сохранение механизмов и мер по развитию конкуренции и здоровых рыночных отношений в сфере наружной рекламы. Вопросы, связанные с порядком размещения рекламных конструкций, выдачей разрешения на их установку, локализованы на муниципальном уровне. Поэтому предприниматели, работающие в этой сфере, находятся в прямой зависимости от принимаемых органами местного самоуправления решений. Они сталкиваются с ситуациями, когда действия органов местного самоуправления в области наружной рекламы не обоснованы и не соответствуют требованиям.
На основании своей правоприменительной практики ФАС России изложила в документе наиболее распространенные виды нарушений рекламного и антимонопольного законодательства:
- недемонтаж незаконно установленных и эксплуатируемых рекламных конструкций;
- бездействие органов местного самоуправления по устранению несоответствия места реальной установки рекламной конструкции с ее местом в схеме размещения рекламных конструкций;
- невключение в схему таких рекламных конструкций, на установку и эксплуатацию которых хозсубъектам выдаются разрешения;
- предоставление места для размещения и эксплуатации рекламной конструкции конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов;
- согласие на переуступку прав победителем торгов по установке и эксплуатации рекламной конструкции третьим лицам без проведения конкурентных процедур;
- затягивание сроков выдачи разрешения;
- требование от заявителя при оформлении разрешения документов, не предусмотренных законодательством;
- взимание помимо государственной пошлины дополнительной платы за подготовку, оформление, выдачу разрешения;
- требование от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции.
Рекомендации разработаны в рамках реализации Национального плана развития конкуренции и в целях оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Рекомендации одобрил Методический совет ФАС России. Они направлены руководителям территориальных органов ФАС России и главам субъектов РФ для применения при реализации своих полномочий в сфере наружной рекламы, а также для дальнейшего направления документа в адрес органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
ФАС России