Госдума планирует начать подготовку очередного пакета поправок к Закону № 44-ФЗ, заявил депутат Антон Гетта. Об этом пишет Интерфакс-ProЗакупки. «На 22 июля намечено заседание рабочей группы Госдумы по совершенствованию закупочного законодательства, – сказал Гетта. – На нем наметим план работы группы и обсудим те предложения [проекты поправок к Закону № 44-ФЗ], которые уже к нам поступили».
По словам депутата, в осенний пакет поправок предполагается включить нормы:
- об удлинении цепочки поставщиков, с которыми заказчик может заключить контракт, если победитель закупки уклонился от заключения контракта;
- связанные с цифровизацией закупок, улучшением доступа к финансовым ресурсам.
«Бизнес столкнулся с невозможностью быстро получить банковские гарантии – крупные банки инертно себя ведут и не сильно хотят бросаться в выдачу гарантий, – сказал Гетта. – Будем изучать ситуацию, разбираться и принимать решение».
В свою очередь руководитель Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России Татьяна Демидова рассказала, что Минфин России планирует, в частности, к осени подготовить предложения по упрощению процесса нормирования.
«Нормирование – часть процесса планирования, который мы уже упростили, – сказала она. – Но процесс нормирования остался неизменным и является сложным: заказчику необходимо сопоставить нормативные акты различных уровней, которые на него распространяется, подготовить и утвердить соответствующий документ».
По словам Демидовой, для многих заказчиков нормирование – сложный процесс, и они высказываются за упрощение процедур нормирования.
«Нормирование, как и планирование – новый механизм, который появился только в 44-ФЗ, – сказала Демидова. – Их цели и задачи понятны, но получившийся механизм нельзя назвать эффективным в сложившейся практике госзакупок – за последние годы много в этой сфере было автоматизировано и каталогизировано. Поэтому сейчас целесообразно упрощать и этот механизм, избавлять заказчика от бумаг по максимуму».
По замыслу Минфина России, в решении этой проблемы должен помочь Каталог товаров, работ, услуг (КТРУ) ЕИС. То есть при подготовке актов о нормировании закупок заказчики должны будут использовать данные из КТРУ. «Если такая-то позиция в каталоге есть, то зачем заказчику ее еще раз описывать с указанием технических характеристик, каких-то своих норм, – отметила Демидова. – Каталог содержит информацию, единую для всех, для заказчиков всех уровней ее и необходимо использовать».
Также в планах ведомства на осень 2019 г. стоит дальнейшая оптимизация публичных закупочных процедур (например, отказ от запроса предложений, развитие запроса котировок и т. п.) и закупок в закрытой форме, проработка вопроса использования электронных магазинов (агрегаторы торговли) для автоматизации закупок малого объема.
Направлению агрегаторов торговли также планирует уделить внимание и ФАС России. По словам заместителя руководителя ФАС России Михаила Евраева, здесь предполагается реализовать два механизма. Один – закупка малого объема (до 300 тыс. руб.) по торговой марке, другой – по группе товаров из КТРУ (для закупок объемом до 20 млн руб.).
Евраев отметил также, что у ФАС России имеются значительные претензии к процедуре одностороннего расторжения контракта заказчиком. «В прошлом году из 8 тыс. случаев одностороннего расторжения контрактов 43% были осуществлены без основания, – сказал он. – Здесь необходимо введение механизма защиты прав предпринимателей. Например, предоставление им права обжалования таких решений заказчиков».
Еще одно нововведение, которое планирует проработать ФАС России, – создание рейтинга деловой репутации, который может стать инструментом для поощрения добросовестных поставщиков. По замыслу ведомства, рейтинг должен рассчитываться автоматически на основании данных ЕИС (количество исполненных контрактов, их цена, качество выполнения). Для компаний, попавших в этот рейтинг, предполагается снизить в несколько раз финансовое обеспечение заявки или контракта.
Читайте также: