27 июня 2019 г. в рамках конференции Право.ру «Рыночная власть, конкуренция и антимонопольное регулирование в России: 15yearschallenge» прошла сессия «Антимонопольный процесс и право на защиту». Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев рассказал на мероприятии, что «хотя отдельной процессуальной главы в Законе о конкуренции не прописано, уже можно вводить термин „антимонопольный процесс“. Процессуальные нормы разбросаны по различным статьям закона, но когда мы будем создавать конкурентный кодекс, в нем будет понятная четкая и логичная процессуальная часть, – отметил он. – При этом уже есть некоторые элементы процесса, например мы ввели заключение об обстоятельствах дела, а это аналог постановления о привлечении в качестве обвиняемого в уголовном процессе или протокола в административном».
По словам Андрея Тенишева, ФАС России много внимания уделяет правам участника процедур. При этом он подчеркнул, что антимонопольный процесс будет нуждаться в дифференциации: «Если мы рассматриваем злоупотребление доминирующим положением или большую часть дел о недобросовестной конкуренции, то мы выполняем квазисудебную функцию, рассматривая спор малого субъекта с большим. Но в делах о картелях и антиконкурентных соглашениях мы от имени государства преследуем компании, которые нарушают права неопределенного круга лиц и посягают на конституционные ценности. И здесь у нас совершенно другие функции и полномочия: мы вправе прийти с проверкой в офис, от имени государства преследуем нарушителей. И процедуры тоже должны быть разными. Когда мы будем совершенствовать процедуры, мы должны, прежде всего, это иметь в виду».
Процедура привлечения к ответственности антимонопольным органом сейчас происходит так: ФАС России проводит проверки, запрашивает сведения, этого достаточно для возбуждения дела, далее дело рассматривается, дается заключение об обстоятельствах и с учетом доводов ответчика выносится обвинительное либо оправдательное решение. Затем ФАС России должна возбудить дело об административном правонарушении, установить степень участия в нарушении, смягчающие и отягчающие обстоятельства и определить сумму штрафа.
«По сути, мы делаем одно и то же дважды. Во время антимонопольного расследования можно устанавливать и степень нарушения, и смягчающие и отягчающие обстоятельства, и одновременно с принятием решения принимать решение о штрафе. Так мы будем экономить государственные ресурсы, и это же сократит сроки преследования правонарушителей», – предложил для обсуждения начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России.
Говоря о цифровизации процессов, Андрей Тенишев рассказал, что выявление и доказывание некоторых стандартных нарушений можно будет доверить алгоритмическим программам, но с возможностью обжаловать вынесенное решение и требовать полной процедуры рассмотрения дела.
«Также целесообразно ввести сокращенные процедуры рассмотрения дел для тех, кто признал нарушение», – отметил он.
Заместитель начальника Правового управления ФАС России Константин Алешин согласился с необходимостью создания конкурентного кодекса и подчеркнул, что «в системе контрольно-надзорных органов Российской Федерации нет органа, где была бы так усложнена процедура привлечения к ответственности виновного лица». Он привел пример поступления заявления о злоупотреблении доминированием (ст. 10 Закона о защите конкуренции): «ФАС смотрит, есть ли признаки, если есть – проверка, анализ рынка, пришли к выводу, что доминирование есть и признаки нарушения есть – выдали предупреждение. Если потенциальный нарушитель не отреагировал на предупреждение, возбуждаем дело с привлечением всех заинтересованных сторон, возможностью предоставить свои позиции, анализы рынка, экономического поведения хозяйствующих субъектов, комиссионно выносится заключение об обстоятельствах дела – прообраз будущего решения – на этот документ стороны имеют право предоставить свои позиции, и только если этого будет недостаточно, выносится решение о нарушении. А потом начинается административная процедура. При этом каждый из этапов: предупреждение, решение можно обжаловать в суде».
Константин Алешин рассказал о процедуре ведомственной апелляции – проверке соответствия решений сложившейся практике: «С целью приведения практики территориальных органов к единому знаменателю ФАС России ведет работу в двух направлениях: выдача разъяснений по наиболее сложным нормам антимонопольного законодательства и возможность обжаловать в апелляцию», – отметил он.
По словам замглавы Правового управления ФАС России, на сегодняшний день по процедуре апелляции рассмотрено уже на 80% больше жалоб, чем за весь 2018 г. По его мнению, популярность института растет в силу предсказуемости: ФАС России примет решение, которое прописано в разъяснениях.
Константин Алешин подчеркнул, что апелляционную процедуру имеет смысл доработать, потому что «пока мы находимся в правовом режиме статьи 23 Закона о защите конкуренции, а этой нормы недостаточно», однако процедура действует с 2016 г. и только сейчас сформированы основные генеральные подходы к ней, которые и необходимо внести в конкурентный кодекс.
ФАС России
Читайте также: