На сайте антимонопольного ведомства размещено письмо от 26.06.2019 № АК/53905/19 «О разъяснении положений ч. 9 ст. 19 Федерального закона „О рекламе“». В нем регулятор напоминает, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии соответствующего разрешения (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе).
Его выдают на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Такое заявление подается в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в соответствующий орган местного самоуправления муниципального района или городского округа.
Таким образом, Закон о рекламе закрепляет необходимость получения согласия собственника недвижимого имущества для установки на данном имуществе рекламной конструкции. При отсутствии такого согласия орган местного самоуправления не вправе выдавать разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Также ФАС России указывает, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются согласно ч. 10 ст. 19 Закона о рекламе. Та же норма определяет последствия выявления конструкции, установленной и эксплуатируемой без соответствующего разрешения: такая конструкция подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых она установлена.
Кроме того, Закон о рекламе предусматривает действия органов местного самоуправления в случае, если владелец рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой без действующего разрешения, не выполнит предписание органа местного самоуправления. Если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, также не выполнил обязанность по ее демонтажу либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета.
По требованию органа местного самоуправления муниципального района или городского округа владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
При этом выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию, срок действия которого не истек, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном Законом о рекламе, является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.
Вместе с тем определение непосредственного органа местного самоуправления, который осуществляет демонтаж незаконно установленной рекламной конструкции, осуществляется исходя из полномочий соответствующего органа местного самоуправления.
Администрирование ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе закреплено за органами местного самоуправления, поэтому, подчеркивает ФАС России, при выявлении фактов установки и эксплуатации рекламных конструкций без соответствующего разрешения или поступлении обращений граждан на эту тему указанные материалы перенаправляются в соответствующие органы местного самоуправления для принятия мер, предусмотренных законодательством.
Журнал «Конкуренция и право»