В рамках круглого стола Ассоциации НКП «Объединение корпоративных юристов» (ОКЮР) состоялась дискуссия о полномочиях ФАС России при выдаче предупреждений и предписаний. Ее участники обсуждали целесообразность проведения анализа рынка перед выдачей предупреждения по признакам нарушения ст. 10 и 14 Закона о защите конкуренции. Отвечая на вопросы членов ОКЮР, начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов отметил, что для выдачи предупреждения достаточно наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства: «Вопрос в том, где заканчиваются лишь признаки и где начинается само нарушение? Быть может, рассматриваемые признаки уже являются свершившимся фактом правонарушения? Эта грань почти стерта. А это значит, что если действие или бездействие на товарном рынке нарушают запреты антимонопольного законодательства, то этого достаточно для выдачи предупреждения».
Также обсуждалась позиция ведомства о возможности изменения положений предписания или предупреждения после его выдачи, если лицо, получившее такой документ, хотело бы урегулировать ситуацию иным способом: «Казалось бы, для этого достаточно небольшой поправки, которая давала бы антимонопольному органу возможность изменить решение и предписание. Однако на практике она может трактоваться крайне широко и привести к различному применению норм антимонопольного законодательства», – заключил он.
Напомним, суть института предупреждения – это возможность для хозсубъекта устранить признаки нарушения, прекратить действия и избежать публично-правовой ответственности, исполнив предупреждение.
Также в рамках мероприятия обсуждалась ответственность за антиконкурентные соглашения, выдача предписаний при рассмотрении дел в области установления тарифов и по итогам рассмотрения ходатайств.
Отметим, «пятый антимонопольный пакет», разрабатываемый ФАС России в рамках реализации положений Национального плана развития конкуренции, предусматривает новые полномочия ведомства в рамках согласования сделок экономической концентрации. В частности, в целях защиты интересов участников рынков законопроектом предлагается определить дополнительные последствия неисполнения предписания антимонопольного органа, а именно возможность антимонопольного органа обратиться в суд с иском о разрешении использования на территории страны и в интересах развития конкуренции результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих лицу, которому было выдано предписание, либо обратиться в суд с требованием о запрете (ограничении) оборота таких товаров лица.
Как уточнил начальник Правового управления, ФАС России внесла в Правительство РФ законопроект, уточняющий положения Гражданского кодекса РФ о праве кабмина принимать решения об использовании результатов интеллектуальной деятельности не только в интересах обороны и безопасности, но жизни и здоровья граждан.
ФАС России