27 июня 2019 г. в рамках конференции Право.ру «Рыночная власть, конкуренция и антимонопольное регулирование в России: 15yearschallenge» эксперты обсудили фактор рыночной власти с точки зрения содержания доминирующего положения, а также вопросы цифровых рынков, коллективного доминирования и новые вызовы для регулятора при рассмотрении дел о злоупотреблении доминирующим положением. Начальник Управления контроля промышленности ФАС России Нелли Галимханова отметила, что за годы существования антимонопольной службы «концептуальных изменений в регулировании произошло немного, вопрос, скорее, в акцентах».
«С накопленным опытом мы глубже и детальнее стали проникать в вопросы, касающиеся исследования рынков при рассмотрении дел. Если раньше наши выводы можно было сравнить с эссе, затем с курсовой, то теперь это полноценные дипломные работы», – сказала она.
В своем выступлении Нелли Галимханова акцентировала внимание на новых вызовах для антимонопольного органа при исследовании рынка и путях их решения.
«Современный мир постоянно меряется: товар становится неоднородным, почти каждый производитель настроен удовлетворить индивидуальный спрос, найти свой нишевой продукт, таким образом на рынке появляются персонифицированные товары и услуги. В этих условиях очень сложно оценить мнение потребителей. Тест гипотетического монополиста, которым в соответствии с законодательством мы обязаны руководствоваться при анализе рынка, в современных условиях не всегда работает. И как правильно оценить мнение потребителей – большой вопрос, над которым стоит задуматься. Возможно, стоит прорабатывать такие неоднозначные вопросы и вызовы в рамках коллективных дискуссий и мероприятий», – заявила спикер.
В рамках сессии эксперты обсудили также структурные альтернативы существующим методам экономического анализа товарных рынков. Отвечая на вопрос, является ли экономический анализ основой для справедливости в антимонопольном правоприменении, начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева отметила: «ФАС старается расти и меняться в соответствии с рынками. Появляющиеся на рынках новые цифровые предложения, платформы стирают границы, облегчают потребителям заказы и получение услуг. Но такие платформы нужно рассматривать как некую новую категорию, которая сейчас еще нигде и никем не описана, которая сделана для того, чтобы менять рынок, формировать его и перестраивать».
«Рынки сейчас сложные, экономический анализ каждый раз разный, под один знаменатель их не подогнать. Поэтому нам в нашей работе очень помогает, когда стороны дела представляют экономические анализы рынка. Как правило, их бывает несколько, и они не противоречат друг другу, а дополняют. Чаще всего это взвешенные и достаточно объективные материалы, применяя их в совокупности, мы получаем целостную картину», – добавила она.
Говоря о методах работы ведомства в новых условиях, начальник Управления регулирования связи и информационных технологий подчеркнула: «Наши основные инструменты – это формирование некой поведенческой политики и принципов. Участникам зрелых рынков, нацеленных на инновационное развитие, удобнее работать вместе и слаженно, чтобы рынок рос и развивался, потому что все они друг от друга зависят. Мы не зря описываем базовые принципы, чтобы все участники рынка понимали, в какой парадигме живет рынок, в какой парадигме он дальше будет двигаться. Поддержание баланса таких рынков – наша задача», – заключила Елена Заева.
ФАС России
Читайте также: «Картели, удобные торги и реформа УК: какие задачи сейчас решает ФАС России».