Члены Госсовета представили Президенту РФ Владимиру Путину предложения по совершенствованию закупочного законодательства, прежде всего Закона № 44-ФЗ, в части строительства автомобильных дорог. Об этом пишет Интерфакс-ProЗакупки. Эти предложения были подготовлены рабочей группой Госсовета по направлению «Транспорт» и озвучены в ходе состоявшегося 26 июня 2019 г. заседания, на котором обсуждались проблемы дорожного строительства и безопасности на дорогах РФ.
Предложения направлены преимущественно на решение проблем, связанных с финансированием работ по дорожному строительству. В их числе ужесточение антидемпинговых мер, совершенствование механизма авансирования работ по госконтрактам, предоставление обеспечения исполнения долговременных контрактов.
«Предлагаем проработать вопрос о дополнительных антидемпинговых мерах, – сказал глава республики Бурятия Алексей Цыденов. – Сейчас порог для антидемпинговых мер установлен в 25%, но анализ показывает, что при этом [при таком уменьшении цены контракта] снижается качество выполнения работ. Предлагаем при снижении цены контракта уже на 10% обязать поставщиков предоставлять дополнительное обоснование снижения цены и увеличенное обеспечение исполнение контракта».
Также Цыденов указал на необходимость введения в дорожном строительстве прямого авансирования поставщиков и их субподрядчиков по контрактам. По его словам, такой шаг позволит снизить финансовую нагрузку на исполнителей работ, которые вынуждены привлекать заемные средства для финансирования работ (закупка материалов, техники и т. п.) по контракту: «Сейчас авансовые средства поступают в Казначейство, которое рассчитывается с поставщиком только по факту завершения и приемки всех работ».
На это предложение председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев ответил, что такой механизм авансирования работ по госконтрактам можно реализовать. «Но главное не перегнуть, – подчеркнул он. – Определить разумный уровень авансирования, чтобы потом эти деньги не искать. Для этого ранее и была введена система казначейских аккредитивов».
Еще одно предложение, озвученное Цыденовым, предусматривает реализацию возможности предоставления долговременных банковских гарантий по долговременным же контрактам. «Контракты жизненного цикла – долговременные и предоставление по ним обеспечения исполнения контракта на весь срок может быть обременительным для поставщика, – сказал он. – Предлагаем не требовать по таким контрактам обеспечения исполнения сразу за весь срок или предусмотреть возможность предоставления обеспечения по этапам. А в тех случаях, где этапность работ не предполагается, – реализовать возможность предоставления долгосрочных банковских гарантий».
В свою очередь временно исполняющий обязанности губернатора Курской области Роман Старовойт указал на необходимость совершенствования механизма ценообразования в дорожном строительстве.
«Имеются проблемы с определением сметной стоимости работ по строительству автодорог – происходит ее занижение, – заявил Старовойт. – Это приводит к тому, что поставщики не приходят на торги, или не могут выполнить условия контрактов в полном объеме, что влечет за собой ухудшение их финансового состояния, вплоть до банкротства. Выросло число банкротств поставщиков».
Он отметил также, что заказчики для решения этой проблемы вынуждены нарушать законодательство в части определения начальной (максимальной) цены контракта – использовать метод конъюнктурного анализа цен. «Это, в свою очередь, вызывает претензии со стороны контрольных органов, – добавил Старовойт. – Необходимы правила конъюнктурного анализа цен, региональные центры мониторинга цен».
Для улучшения ситуации и повышения качества дорожного строительства министр транспорта РФ Евгений Дитрих предложил организовать учет опыта работы поставщиков – как положительного, так и отрицательного. «Необходимо учитывать опыт поставщиков в качестве не только генподрядчиков, как это реализовано в настоящее время, но и в качестве субподрядчиков», – подчеркнул Дитрих.