На сайте ФАС России опубликовано письмо от 24.06.2019 № АК/52901/19 «О разъяснении по вопросу рекламы в мессенджерах (Viber, Whatsapp), отнесение к рекламе информации, способы выявления рекламодателей». В документе регулятор подчеркивает, что норма ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе распространяется в том числе на приложения WhatsApp Messenger, Viber и иные приложения, передающие и принимающие информацию с использованием сетей электросвязи.
Напомним, эта норма гласит, что распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, при этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
За нарушение этого требования ответственность несет рекламораспространитель.
Однако само по себе распространение рекламы с использованием названных приложений не является основанием для признания разработчиков указанного программного обеспечения (например, WhatsApp Inc., Viber Media S.à r.l.) рекламораспространителями, отмечает ФАС России.
При распространении рекламы посредством приложений WhatsApp Messenger и Viber также могут быть выявлены признаки нарушения иных требований Закона о рекламе, ответственность за нарушение которых несет в том числе рекламодатель.
В случае выявления признаков нарушения законодательства РФ о рекламе в содержании рекламных сообщений, распространение которых осуществляется с использованием названных приложений, в целях установления рекламодателя антимонопольные органы, исходя из содержания рекламного сообщения могут направить соответствующий запрос в адрес лица, на привлечение внимания к деятельности (товарам, работам, услугам, средствам индивидуализации) которого направлено распространяемое рекламное сообщение, для установления рекламодателя и рекламораспространителя указанной рекламы.
Дополнительно ФАС России сообщает, что если в течение одного месяца (в исключительных случаях – трех месяцев) невозможно установить лицо, нарушившее законодательство РФ о рекламе, то производство по делу прекращается.
Журнал «Конкуренция и право»