Результаты мониторинга
Счетной палаты показали, что система государственных и корпоративных
закупок функционирует с низкой эффективностью и уровнем конкуренции. Основные
итоги мониторинга приведены
в публикации на сайте палаты.
С
2014 по 2018 гг. уровень конкуренции практически не изменился и составил по Закону
№ 44-ФЗ около трех заявок на один лот, по Закону № 223-ФЗ – менее двух заявок
на один лот. При этом более 50% общего объема государственных и муниципальных
закупок (по сумме) приходится на закупки у единственного поставщика (включая
несостоявшиеся закупки), около 94% объема корпоративных закупок осуществляются
неконкурентными способами.
Относительная
экономия по Закону № 44-ФЗ в 2018 г. составила 5,54%, по Закону № 223-ФЗ –
4,4%.
Вместе
с тем законодательство в сфере закупок не содержит действенной системы
ценообразования, включая определение и обоснование начальной (максимальной)
цены контракта. «При общем преобладании закупок, осуществляемых у единственного
поставщика, проблема объективного расчета цены контракта – один из основных
вызовов при решении задачи по росту эффективности системы закупок. Так, к
примеру, в рамках 44-ФЗ действует только рекомендательный порядок применения
методов обоснования НМЦК. В рамках 223-ФЗ норм, содержащих единый порядок
обоснования цены договора, вообще нет. Также отсутствуют ресурсы, содержащие
достоверные источники референтных цен для расчета НМЦ контракта или договора,
что влечет видимые риски их завышения», – заявил аудитор Максим Рохмистров.
Помимо
этого Закон № 44-ФЗ излишне зарегулирован – отдельные его нормы противоречат
друг другу или положениям, которые действуют в других сферах деятельности.
Постоянное усложнение законодательства в сфере закупок приводит к росту
издержек как заказчиков, так и участников закупок, что негативно сказывается на
привлекательности системы госзакупок. «Следовательно, не способствует росту
конкуренции и, в результате, повышению эффективности закупок», – заявил Максим
Рохмистров. Хотя именно государство – один из немногих заказчиков в стране, у
которого покупательская способность в последние три года растет.
В
Законе № 223-ФЗ не заложены нормы, способствующие повышению эффективности
закупок и минимизации коррупции. В частности, не определен предельный срок
оплаты товаров, работ, услуг и нет исчерпывающего перечня случаев закупки у
единственного поставщика.
Другой
фактор, который негативно влияет на конкуренцию в сфере госзакупок, –
ограничение доступа к корпоративным закупкам в результате внесенных поправок в Закон
№ 223-ФЗ. С 31 декабря 2017 г. заказчики могут не размещать в единой
информационной системе в сфере закупок информацию о закупках финансовых услуг,
услуг по использованию государственного и муниципального имущества. В
результате, как отметил аудитор, «из публичной сферы были выведены закупки на
сумму примерно в 7,5 триллиона рублей». «Всего, по данным отчетов заказчиков, в
2018 году заключено договоров на общую сумму в 24,2 триллиона рублей. При этом
в ЕИС размещена информация о заключенных договорах на 16,7 триллиона рублей. То
есть, в ЕИС отсутствуют данные о договорах на сумму около 7,5 триллиона рублей.
В 2017 году объем договоров, о котором в ЕИС отсутствовала информация, был
более чем в два раза меньше – 3,4 триллиона рублей», – заявил Максим
Рохмистров.
«За
последние пять лет в системе закупок качественных положительных изменений не
происходит при значительных расходах бюджета на ее развитие и
совершенствование», – резюмировал аудитор.
С
полным текстом отчета можно ознакомиться здесь.
Читайте
также: