Представители органов власти и госкомпаний обсудили вопросы
конкурентоспособности медицинских изделий отечественного производства при
осуществлении госзакупок и реализацию национального проекта «Здравоохранение»
на заседании межведомственного координационного совета коллегии
Военно-промышленной комиссии РФ по развитию производства медицинских изделий в
организациях ОПК.
Тему импортозамещения в рамках госзакупок медицинских изделий осветил начальник
Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев.
«В госзаказе существует два ключевых вопроса: что покупать и как
покупать, – начал свое выступление спикер. – Таким образом, 44-ФЗ решает вопрос
о том, каким образом осуществлять закупки, а что покупать, определяют
госзаказчики. Причем будь то при обращении лекарственных препаратов или же
медицинских изделий, если вопросы стандартизации не решены, то госзаказчик
может манипулировать закупкой, исключая российских производителей. И в этом
смысле возможности антимонопольной службы сильно ограничены, поскольку
определять эквивалентность медизделий может и должен Минздрав, а если этого не
сделано, то отсутствует сама возможность соответствующего „арбитража“».
Тимофей Нижегородцев напомнил, что в том числе для обеспечения
открытости рынка госзакупок, в первую очередь для отечественных производителей,
Правительство РФ приняло «дорожную карту» «Развитие конкуренции в
здравоохранении» (Распоряжение
Правительства РФ от 12.01.2018 № 9-р). Однако на сегодняшний день не
реализовано большинство включенных в нее мероприятий, посвященных обращению
медизделий. В частности, это касается ключевого вопроса об установления порядка
определения взаимозаменяемости медицинских изделий, в том числе расходных
материалов.
«Если вопросы взаимозаменяемости лекарственных препаратов и расходных
материалов не решены, то неважно, каким способом осуществляется закупка. Вас
просто к этой закупке не допустят, – констатировал начальник Управления
контроля социальной сферы и торговли. – До сих пор мы не можем добиться того,
чтобы обеспечить возможность доступа российских производителей на
недискриминационной основе к торгам, принимая решение на основе экспертизы о
взаимозаменяемости аналогичных, эквивалентных медицинских изделий».
Также до сих пор не решен вопрос с определением понятий медицинских
изделий «открытого» и «закрытого» типа. «Это необходимо сделать, чтобы мы могли
дать соответствующие указания госзаказчикам, чтобы они приобретали только „открытые“
в этих случаях изделия медицинского назначения и, тем самым, обеспечить доступ
российских производителей, в том числе в ОПК, на рынок производства и продажи
соответствующих расходных материалов. У нас же в течение 20 лет происходит все
с точностью наоборот: рынки расходных материалов закрываются, соответствующие
производители закрывают возможность выпуска независимыми производителями
расходных материалов», – рассказывает начальник Управления социальной сферы и
торговли.
Для этих целей также необходимо установить обязанность для
производителей медицинских изделий – участников госзакупок указывать в
технической документации требования к расходным материалам, обеспечивающим
надлежащую эксплуатацию медизделия, в соответствии с регистрационным досье. Это
позволит избежать манипуляций на торгах со стороны госзаказчиков и создать
условия для конкуренции и доступа на этот рынок российских производителей.
«При этом доступ к этим документам должен быть открыт для
антимонопольного ведомства, судов и, самое главное, для госзаказчиков и
участников торгов», – подчеркнул Тимофей Нижегородцев.
Кроме того, он отметил, что нужно отказаться от перевода госзакупок медизделий
из режима электронных аукционов на конкурсные процедуры, так как последние
содержат больше возможностей, чтобы ограничить участие в них компаний. Причем
достаточно часто это касается именно российских производителей.
До сих пор не решен и вопрос об установлении требования к указанию в
документации о закупке медизделий остаточного и конкретного срока годности, в
течение которого расходный материал может использоваться. «Если на рынке
лекарственных препаратов мы эту проблему решили совместно с Министерством
здравоохранения, то на рынке медизделий и расходных материалов нам еще
предстоит решить этот вопрос», – подытожил Тимофей Нижегородцев.
ФАС России
Читайте также: