На сайте Правительства РФ размещена Концепция
нового кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ее
подготовила межведомственная рабочая группа, образованная во исполнение
поручения Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева.
5 июня 2019 г. на совещании у Председателя
Правительства РФ Концепция нового кодекса РФ об административных
правонарушениях в целом одобрена.
Концепция предусматривает разделение административного
законодательства на материальное и процессуальное и направлена на
совершенствование процедуры рассмотрения дел и обеспечение адекватности
наказания совершенному правонарушению.
Как указано в Концепции, в новом кодексе предполагается
сократить составы административных правонарушений и изменить подходы к
назначению наказаний.
В документе подчеркнуто, что практика применения
законодательства об административных правонарушениях выявила необходимость корректировки правил его
действия во времени и в пространстве. Так, предлагается уточнить, что лицо,
в отношении которого не исполнено (не полностью исполнено) постановление о назначении
административного наказания, со дня вступления в силу закона, отменяющего
административную ответственность либо улучшающего условия исполнения обязанности
таким образом, что противоправность совершенного деяния исключается, имеет право
на прекращение исполнения постановления о назначении административного
наказания (в соответствующей части).
С точки зрения авторов Концепции, также необходимо зафиксировать
правило «закон, отягчающий ответственность, обратной силы не имеет». В случае
одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную
ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную
ответственность, лицо должно подлежать административной ответственности на
основании закона, действовавшего во время совершения административного
правонарушения.
Кроме того, уточняется, что экстерриториальность отдельных
правонарушений, особенно в области предпринимательской деятельности, требует
определения действия КоАП РФ в случае, если в результате совершения такого
административного правонарушения за пределами территории РФ причинен вред охраняемым
законодательством РФ общественным отношениям. Это правило не должно
распространяться на случаи, когда лицо было привлечено к административной или уголовной
ответственности за пределами РФ в соответствии с законодательством иностранного
государства.
В новом кодексе должно быть закреплено
положение, согласно которому не допускается
одновременное привлечение юридического лица и его работника к административной
ответственности за одни и те же действия, за исключением случаев, когда юрлицо,
наряду с его виновным работником, виновно в непринятии мер по недопущению совершения
указанным работником административного правонарушения.
Особое внимание в Концепции уделено совершенствованию
структуры Особенной части нового кодекса. Так, предлагается:
- уточнить и конкретизировать по главам предметы регулирования
на основе классификации административных правонарушений по видовым и конкретным
объектам противоправного посягательства. При этом структуру Особенной части
КоАП предлагается выстраивать по сферам регулирования с учетом проводимой
реформы контрольно-надзорной деятельности;
- исключить из отраслевых федеральных законодательных
актов нормы об административной ответственности с перенесением соответствующих
составов административных правонарушений в Особенную часть КоАП;
- проанализировать коррективы Особенной части КоАП,
реализованные за прошедшие годы и ориентированные на произвольное увеличение числа
новых и дробление первоначальных составов административных правонарушений, с целью
исключения из диспозиций статей Особенной части КоАП дословного цитирования
норм-запретов отраслевых актов федерального законодательства;
- пересмотреть на основе анализа реальной
правоприменительной практики санкции действующих норм Особенной части КоАП с целью
определения обоснованности и правомерности существенного ужесточения за прошедшие
годы практически всех мер административной ответственности (административных
наказаний);
- исключить из санкций несопоставимые между собой виды,
размеры и сроки альтернативных наказаний;
- ограничить до минимума либо полностью исключить практику
установления в санкциях норм Особенной части КоАП безальтернативных
административных наказаний;
- устранить проявление негативных тенденций, связанных с
ненадлежащим правовым регулированием в той или иной сфере, а также с недостатками
механизма государственного контроля (надзора), не предусматривая при этом
административную ответственность при явной избыточности обязательных
требований;
- устанавливать административную ответственность, соразмерную
характеру и степени общественной вредности противоправного деяния, с учетом общего
риск-ориентированного подхода при осуществлении мероприятий государственного контроля
(надзора) и применении мер административного принуждения.
Согласно Концепции в новом Кодексе также:
- будут уточнены понятия административного правонарушения,
длящегося, продолжаемого, однородного, неоднократного, повторного,
малозначительного административного правонарушения и совокупности административных
правонарушений;
- выделены категории административных правонарушений;
- уточнены субъекты административных правонарушений (в
частности, предлагается выделить в качестве самостоятельного субъекта
индивидуальных предпринимателей);
- уточнено содержание понятия такого вида
административного наказания, как конфискация имущества;
- будет исключено административное приостановление
деятельности из перечня видов административных наказаний, его включат наряду с временным
запретом деятельности в перечень мер обеспечения производства по делам об
административных правонарушениях (также будет рассмотрен вопрос о возможности существенного
сокращения предельного срока применения административного приостановления
деятельности);
- установлено, что предупреждение может быть назначено совершившему
административное правонарушение (кроме грубого) индивидуальному предпринимателю
или юридическому лицу, являющемуся в том числе субъектом МСП, а также их работникам
в случае замены административного наказания в виде административного штрафа на
предупреждение;
- предусмотрены особенности назначения отдельных видов
административных наказаний, случаи и условия освобождения от наказаний,
отсрочки наказания, рассрочки выплаты административных штрафов, порядок и
случаи замены одного вида административного наказания другим видом
административного наказания;
- регламентирован порядок возбуждения дела об
административном правонарушении, подготовки к его рассмотрению и пересмотру,
рассмотрения и пересмотра;
- распространить механизм уплаты в размере половины
суммы наложенного административного штрафа не только на административные
правонарушения в области дорожного движения, но и на иные административные
правонарушения, за исключением некоторых видов административных правонарушений (например,
грубых, влекущих угрозу жизни и здоровью граждан, либо при назначении оборотных
штрафов). Эту преференцию предлагается применять помимо физических лиц и к иным
субъектам административной ответственности.
Ввести в действие новый КоАП предполагается с 1 января
2021 г.
Читайте также:
Журнал «Конкуренция и право»