6–7 июня 2019 г. в Сочи прошла ежегодная конференция
РАР «Будущее регионального радио». В мероприятии приняли участи заместитель
руководителя ФАС России Андрей Кашеваров и начальник Управления контроля
рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина.
Андрей Кашеваров осветил тему становления органа
саморегулирования в сфере рекламы в Российской Федерации. Он напомнил о
периодически возникающем желании раздробить регулирование рекламы на сегменты:
«Это побудило наше ведомство проанализировать опыт разных стран. В результате
чего мы выяснили, что 48 юрисдикций совместно с госрегулятором успешно
развивают саморегулирование. Поэтому мы решили, что нам необходимо запустить
подобный проект».
Так, 28 сентября 2017 г. ФАС России, правительство
Санкт-Петербурга и Европейский альянс по рекламным стандартам (EASA) подписали Меморандум
«О разработке „дорожной карты“ по созданию и организации деятельности органа
рекламного саморегулирования в России и утверждению пилотного субъекта по
развитию деятельности СРО», а в апреле 2019 г. Ассоциация маркетинговой
индустрии «Рекламный совет» стала членом-наблюдателем EASA.
«Это подчеркивает тот факт, что наши усилия в области
становления СРО в сфере рекламы были не напрасны, и они получили признание
наших зарубежных коллег», – подчеркнул замруководителя антимонопольного
ведомства.
Кроме того, зимой 2019 г. АМИ «Рекламный совет» была
зарегистрирована в Минюсте России как саморегулируемая организация в сфере
рекламы.
Формирование саморегулируемой организации происходит
по конфедеративному принципу. То есть в ее состав могут входить как ассоциации,
союзы, объединения, так и индивидуальные члены – представители индустрии.
Членство в СРО добровольное и не предполагает лицензирования деятельности. В то
же время ожидается, что саморегулируемая организация подпишет соглашение с ФАС
России.
Говоря о функционировании СРО, Андрей Кашеваров
подчеркнул, что «в отличие от союзов и ассоциаций, действующих на рекламном
рынке, АМИ „Рекламный совет“ будет занимать свою особенную нишу, которая в
настоящее время никем не занята. Это контроль контента. То есть в некоторой
степени то же самое, что делает ФАС. При принятии решения по делу СРО, в случае
если компания добровольно устранит нарушения, она не будет подвергаться никаким
административным санкциям. Если же нарушение не будет добровольно устранено, в
ход пойдет весь перечень инструментов, которым обладает организация, включая
составление протокола в ФАС».
Также заместитель руководителя ФАС России отметил, что
служба не будет пересматривать решения, принятые СРО. Оспорить ее решение можно
будет только в судебном порядке по аналогии с решениями ФАС России.
«Вся практика применения и единообразия будет
формироваться в судебных органах. Это будет точкой схождения, чтобы все решения
ФАС и СРО принимались единообразно», – подчеркнул он.
Рассказывая о дальнейшем развитии СРО в России, спикер
отметил, что АМИ «Рекламный совет» уже начала работу. Также он упомянул о том,
что на площадке Объединения корпоративных юристов готовятся поправки в Закон о
рекламе.
Начальник Управления контроля рекламы и
недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина приняла участие в работе секции «Вещатели
и регуляторы: новое в правоприменительной практике». В ходе секции были
освещены вопросы применения законодательства о рекламе радиоканалами, в том
числе привлечения к ответственности при выявлении нарушений Закона о рекламе.
Отдельное обсуждение вызвала инициатива по развитию
саморегулирования в сфере рекламы. «Пересмотр саморегулируемой организацией
решений, принятых территориальными органами ФАС России, не предполагается, так
же как и пересмотр решений саморегулируемой организации в ФАС России, решения
как саморегулируемой организации, так и антимонопольных органов могут быть
обжалованы в суд, и на основе судебной практики будет формироваться
единообразие применения», – пояснила Татьяна Никитина.
Кроме того, она выразила готовность рассмотреть
предложения Российской академии радио по скорости произнесения в рекламе на
радио обязательной или важной информации для последующей разработки
рекомендаций.
«ФАС России всегда с позитивом относилась к принятию
самой индустрией правил поведения на рынке, которые направлены на защиту интересов
потребителей, а также отрасли в целом», – отметила спикер.
По материалам ФАС России
Читайте также: Григорьев Д. Рекламное саморегулирование в России: механика, преимущества и перспективы //
Конкуренция и право. 2019. № 3. С. 20–28.