Начальник
Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Артем Лобов выступил
на конференции «Совершенствование 44-ФЗ».
«Сейчас
в правительстве идет подготовка перечней товаров, работ, услуг, на которые в
рамках реализации нацпроектов предполагается распространить политику
импортозамещения, – сказал Лобов. – Уже сейчас есть 5,8 тысячи позиций. С
учетом действующих механизмов импортозамещения нормально работать будет
нереально».
Для
решения проблемы ФАС России предлагает распространить механизм 15-процентной
ценовой преференции с отдельных сфер на все российские товары, работы, услуги,
а также пересмотреть все правительственные акты по запрету на закупку
зарубежной продукции. Об этом пишет Интерфакс-ProЗакупки.
«Здесь
предлагаем такой подход: в тех сферах, где есть один отечественный
производитель, задействовать механизм ценовой преференции, а где два-три – использовать
правило „третий лишний“, – сказал Лобов. – При этом предлагаем отменить все
действующие запреты, оставив их только для сфер, связанных с обеспечением
обороноспособности и безопасности страны».
Также
Лобов отметил, что прорабатывается вопрос предоставления дополнительных
преференций для производителей, локализовавших в России то или иное
производство.
По
его словам, эти предложения после согласования с вице-премьерами будут
направлены на рассмотрение председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева.
Также,
по словам представителя регулятора, ФАС России предлагает ввести
регулирование для закупок малого объема. «Развивать направление агрегаторов
торговли необходимо, – сказал Лобов. – В Законе № 44-ФЗ должны быть нормы,
регулирующие сегмент малых закупок. Возможно, отдельная глава».
При
этом Лобов подчеркнул, что в этих нормах должен быть прописан порядок контроля
таких закупок. «Сейчас никакого контроля за проведением закупок малого объема
нет», – отметил он.
В
свою очередь заместитель главы Федерального казначейства Анна Катамадзе
рассказала, что развитие закупок из каталога (закупки в электронных магазинах,
на агрегаторах торговли) – задача на 2020–2022 гг.
«Необходимо
сформировать новые закупочные процедуры, которые стали бы хорошей альтернативой
электронным аукционам, время проведения которых, несмотря на все сокращения
сроков, слишком большое, – сказала Катамадзе. – Если найдем способ регулировать
закупки на агрегаторах с сохранением всех плюсов аукционов (нераскрытие
названия поставщика, учет квалификации и тому подобное), то постепенно можно
будет переводить все закупки на агрегаторы торговли».
Кроме
того, на конференции также сообщено, что ФАС России планирует организовать
регулярные проверки по госконтрактам в рамках нацпроектов.
«Готовим
запрос в наши региональные управления о проведении регулярных, раз в квартал,
внеплановых проверок по госконтрактам, реализуемым в рамках нацпроектов, – сказал
Лобов. – Чаще проводить такие проверки затруднительно из-за ограниченности
ресурсов».
При
этом Лобов отметил, что с начала текущего года по госконтрактам, реализуемым в
рамках нацпроектов, в ФАС России поступило более тысячи жалоб. В 25% случаев
служба выявила критичные нарушения, связанные с проведением закупок.
В
то же время Лобов заявил, что ФАС России рассчитывает на включение в Закон № 44-ФЗ
норм о финансовом обеспечении жалоб. По его словам, большое число обращений в
ФАС России не обосновано. Так, многие участники подают жалобы для того, чтобы
приостановить, замедлить закупку, поскольку не успевают принять в ней участие.
Еще
одно ожидание (в части принятия поправок к Закон № 44-ФЗ) ФАС России касается
распространения контроля со стороны ведомства на банки, имеющие право открывать
спецсчета для размещения средств обеспечения заявок на участие в закупках.
«В
начале года было много жалоб на электронные торговые площадки (ЭТП), связанных
со спецсчетами, – рассказал Лобов. – В ходе проверок выяснилось, что в
нарушениях виноваты не площадки, а банки. Сейчас у ФАС нет рычагов воздействия
на эти банки, а штрафовать ЭТП за чужие нарушения неправильно».