3
июня 2019 г. заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян и начальник
Управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС России Олег Корнеев
приняли участие в парламентских слушаниях в Совете Федерации на тему
«Формирование благоприятного предпринимательского климата в строительной
отрасли».
Как
отметил замглавы ФАС России, формирование и трансформация делового климата в
строительной отрасли невозможны без решения вопросов конкуренции.
Фундаментальным направлением в развитии этой отрасли является ее цифровизация.
В
настоящее время завершен первый этап по наведению порядка в части осуществления
административных процедур в строительстве – Правительство РФ утвердило
исчерпывающие перечни процедур, а ФАС России контролирует их соблюдение
органами власти и сетевыми организациями. Вместе с тем организация процесса
получения разрешительных и иных обязательных документов и согласований
осуществляется на уровне субъектов РФ и муниципалитетов, что приводит к
разнородному регулированию и ставит искусственные барьеры.
Для
решения этих проблем Правительство РФ поддержало предложения ФАС России и
Минстроя России, отраженные в «дорожной карте» по развитию конкуренции, по
установлению единого стандарта предоставления региональных и муниципальных
услуг в строительстве в электронном виде и переходу на единую государственную
цифровую платформу в строительстве, обеспечивающую взаимодействие всех
участников градостроительных отношений в цифровом виде по всему циклу
процессов.
«Под
цифровизацией мы понимаем не перенос прежних методов работы в новые условия, а
изменение управленческих подходов и технологий принятия решений. Для этого мы
должны обеспечить интеграцию всех электронных систем – задача, над которой уже
работают коллеги в Минстрое. Без взаимоувязки и интеграции существующих систем
и без их взаимоувязки с региональными системами мы не сможем добиться итоговой
цели – перевода системы в формат „единого окна“. Для того чтобы заработало „единое
окно“, чтобы в два клика можно было получить услугу или функцию от государства,
исключив взаимодействие со всеми промежуточными этапами, нам нужно
унифицировать и упростить все процедуры, перевести их в единую систему. Для
этого требуется создать единую государственную цифровую платформу», – сказал
Рачик Петросян.
Представитель
ФАС России также отметил, что перевод взаимодействия участников отрасли в «цифру»
не может произойти без унификации всех процедур и требований в строительстве. Внедрение
унифицированных стандартов создаст единый механизм взаимодействия застройщиков
с органами власти, процесс оказания услуг не будет меняться в зависимости от
того, в каком регионе работает застройщик. Результатом внедрения этих
стандартов станет переход от сложившейся неоднородной практики предоставления
услуг в сферах строительства в разных субъектах РФ к единым стандартам предоставления
таких услуг.
«Административные
процедуры – не всегда зло. Проблемы идут от их несовместимости и нескоординированности.
Но если эти процедуры унифицировать, подгрузить их в электронную систему и
единообразно применять для неопределенного круга лиц – тогда будет нам
всемирное благо», – заключил Рачик Петросян.
По
словам спикера, проблемным вопросом в отрасли является также обеспечение
автоматизации сбора и анализа информации о стоимости строительных материалов, в
том числе посредством федеральной государственной информационной системы
ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС).
В
настоящее время для производителей и импортеров строительных материалов
установлена обязанность предоставлять в ФГИС ЦС информацию об отпускных ценах
стройматериалов, изделий, конструкций и оборудования, предусмотренных
договорами купли-продажи между производителями и покупателями. Вместе с тем
хозяйствующие субъекты фактически не исполняют эту обязанность (по данным
экспертов, наполняемость системы составляет около 11%), при этом не
обеспечивается достоверность вводимой информации.
В
итоге у государства отсутствуют достоверные данные о ценах на строительные
ресурсы, о динамике их изменения, а также о поставщиках и производителях, что
приводит к необоснованному росту сметных цен на строительство, на строительные
материалы, в том числе вследствие локальных антиконкурентных действий со
стороны поставщиков стройматериалов, и ставит под угрозу реализацию
национальных проектов.
Таким
образом, одной из задач по совершенствованию госполитики по развитию
конкуренции в сфере строительства является реализация мер по переходу к
автоматизированному мониторингу реальных цен на строительные материалы, в том
числе предусмотрев право заключения и исполнения договоров купли-продажи
строительных материалов в электронной форме непосредственно в системе ФГИС ЦС,
интеграция ФГИС ЦС с иными профильными государственными информационными
системами (в том числе с базами данных ФНС России и ФТС России), что обеспечит
единое информационное пространство для целей ценообразования в строительстве,
налогового и таможенного контроля.
«Пока
мы не создадим автоматизированный мониторинг и не будем видеть реальных цен на
строительные материалы, мы не сможем рассчитывать на объективное
ценообразование независимо от применяемых методов. Ключевым фактором реализации
национальных проектов является обеспечение строительства такого масштаба
строительными материалами и достоверное, прогнозируемое ценообразование», –
подчеркнул замглавы ФАС России.
Также
была затронута тема внедрения управления жизненным циклом объектов с
применением информационного моделирования (BIM), позволяющего реализовать
автоматизированное проектирование объектов с использованием классификатора
строительных ресурсов, сметных нормативов, нормативно-технических документов и
нормативов градостроительного проектирования.
Введение
BIM-механизмов позволит оптимизировать принятие бюджетных инвестиционных
решений, автоматизировать трудоемкие процессы, упростить корректировку проекта,
принимать решения, основанные на оценке затрат не только на строительство, но и
на эксплуатацию объекта, что для бюджетных инвестиционных проектов представляет
очевидную выгоду.
ФАС России