С
28 по 30 мая 2019 г. в Казани на базе Учебно-методического центра ФАС России проходит
совместный семинар Регионального центра по конкуренции ОЭСР и ФАС России.
На
нем выступил старший сотрудник по вопросам конкуренции ОЭСР Ренато Ферранди. «Качество, ассортимент
и новизна могут иметь такое же важное значение для потребителя, как и цена. Слияния
и поглощения, которые затрагивают эти параметры, могут вызвать серьезные
проблемы с точки зрения состояния конкуренции. Наращивание рыночной силы влечет
за собой способность одной или нескольких компаний получать прибыль за счет
повышения цен, снижения объема выпускаемой продукции, сокращения ассортимента
качества товаров и услуг», – отметил он.
Также
Ренато Ферранди подчеркнул, что слияния могут привести и к позитивным
изменениям, например, потенциал для нового позиционирования продукта и
наращивание масштабов предложения товара на рынке или иные изменения, которые позволяют
повысить его качество.
В
своем выступлении он затронул вопросы инноваций и конкуренции. «Компании,
занимающие доминирующее положение на рынке, могут стараться сохранить цены на
прежнем уровне, а не заниматься рискованными инновационными проектами. Они
могут использовать свою рыночную силу для создания барьеров для инноваций», –
заметил он.
Заместитель
начальника отдела информационных технологий Управления связи и ИТ ФАС России Андрей Шапошников рассказал о слиянии
на многостороннем цифровом рынке на примере сделки Яндекс.Такси и Uber. Он описал
основные инструменты, которыми пользовалась ФАС России при рассмотрении этой
сделки. Служба провела анализ рынка агрегаторов такси, определила
географические, временные и продуктовые границы, сделала общую оценку рынка и
др.
«Географические
границы рынка показали, что потребитель может заказать такси откуда угодно в
любом городе. Агрегатор такси может работать в разных городах без офиса.
Продуктовые границы показали, что потребитель может вызвать такси любым
способом и агрегаторы такси готовы к такому информационному взаимодействию. Учитывая
обстоятельства, выявленные при проведении анализа рынка и при рассмотрении
сделки, служба пришла к выводу о необходимости принять меры по защите
конкуренции. ФАС России выдала предписание Яндекс.Такси и Uber, в котором
указала, что агрегаторы такси должны максимально подробно информировать
пассажиров и водителей об условиях поездки в интерфейсе мобильного приложения и
не устанавливать для них каких-либо запретов в использовании мобильных
приложений других агрегаторов», – пояснил представитель ФАС России.
Участники
мероприятия также провели деловую игру, в рамках которой были исследованы
особенности рассмотрения сделок экономической концентрации в условиях цифровой
экономики.
ФАС России