Представители
федеральных и региональных органов исполнительной власти, компаний, научных
организаций и экспертного сообщества обсудили плюсы и минусы проведения
претензионной работы по контрактам как для заказчиков, так и для поставщиков на
круглом столе «Оценка эффективности проведения заказчиками претензионной работы
по контрактам в рамках 44-ФЗ», который прошел в Аналитическом центре при
Правительстве РФ.
Эксперты
центра на основании данных и мониторинга ЕИС, представленных Федеральным
казначейством, проанализировали, что же выгоднее для заказчиков и поставщиков –
провести претензионную работу или расторгнуть контракт.
«В
каждом варианте есть плюсы и минусы. Претензионная работа – это временные
затраты, поскольку расторгнуть контракт быстрее. Но если потребность не
исчезла, то заказчику придется заключать новый контракт, а это снова время и,
возможно, совсем другие деньги. У поставщика тоже есть плюсы: это сохранение
репутации, поскольку следствием расторжения контракта может быть внесение в
Реестр недобросовестных поставщиков», – отметил начальник Управления
корпоративных реформ и закупок Аналитического центра при Правительстве РФ Павел
Тихомиров.
Тем
не менее в 2018 г. претензионная работа была проведена всего лишь в 2,42%
случаев при несоблюдении контрактов на сумму не более 3 млн руб., что говорит о
желании скорее расторгать контракты. Что касается контрактов стоимостью выше 3
млн руб., то такой способ выполнения заказа был использован в единичных
случаях. Эксперты считают, что во многих случаях это связано с недостаточной
квалификацией поставщиков для ведения претензионной работы.
Также
участники дискуссии отметили, что для более тщательного анализа причин
расторжения договоров, выработки критериев оценки эффективности и
совершенствования методологий по проведению претензионной работы необходимо
перевести в электронный вид большее количество данных о заключении контрактов
по Закону № 44-ФЗ.