21–22
мая 2019 г. в Москве состоялась XXI Всероссийская конференция «Государственное
регулирование в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий».
На одной из сессий эксперты пытались найти ответ на вопрос, что не так в
закупках лекарств в соответствии с Законом № 44-ФЗ. ФАС России на мероприятии
представлял начальник Управления контроля социальной сферы и торговли Тимофей
Нижегородцев.
Отвечая
на вопрос о прозрачности закупок лекарственных средств, он отметил, что
«проблема в обеспечении общественных интересов всегда заключается в двух
вопросах: как закупать и что. За первый вопрос отвечает система государственных
закупок, регулируемая 44-ФЗ. Прозрачность закупочных процедур в соответствии с
этим федеральным законом приводит к тому, что все участники имеют равный доступ
и в рамках здоровой конкуренции снижается цена».
Тимофей
Нижегородцев сообщил, что сейчас в системе обеспечения лекарственными
препаратами проводятся мероприятия, направленные на повышение прозрачности
процедур и на уточнение всех процессуальных моментов. «Основная история связана
с созданием и функционированием информационно-аналитической системы, которая
позволит устранить недочеты системы, возможность „заточки“ под конкретных
производителей, которая позволит стандартизировать установление начальной
максимальной цены контракта и другие процедуры. Работа эта идет тяжело. Связано
это с тем, что цифровизация сама по себе не является благом. Цифровизация – это
такой мощный конь, всадником которого являются каталоги и адекватная работа по
регистрации лекарственных препаратов. Если эти функции выполняются некорректно,
то конь будет везти куда угодно, но только не к цели», – подчеркнул он.
Задача
государственного регулирования, по словам спикера, заключается в проведении
дальнейшей работы по стандартизации процедур. «Причем эта стандартизация должна
касаться не только описания лекарственных препаратов, их регистрационных досье
и данных – то, чем ФАС сейчас занимаемся совместно с Минздравом. Эта
стандартизация должна выйти и на уровень клинических рекомендаций. Чтобы не
возникали ситуации, когда в отдельных больницах принято лечить „по-другому“ –
лекарствами определенных производителей, понятно каким образом
простимулировавшими этот способ лечения. Обоснованность решения врачебных
комиссий, особенно когда дело касается больших групп пациентов, нужно
контролировать. Дальнейшая работа по стандартизации в рамках клинических
рекомендаций должна быть продолжена для того, чтобы сократить возможности
непрозрачного формирования элементов закупки и непрозрачного принуждения и
государства, и пациентов закупать самые дорогие, а не более эффективные
лекарственные препараты, ухудшая экономическую эффективность системы
здравоохранения», – резюмировал Тимофей Нижегородцев.
ФАС России