Минэкономразвития
России разработало проекты:
- федерального закона «О
внесении изменений в Федеральный закон „О концессионных соглашениях“»;
- постановления Правительства
РФ «О внесении изменений в Правила проведения проверки инвестиционных
проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета,
направляемых на капитальные вложения».
В
частности, поправки предусматривают установление равного доступа
заинтересованных лиц к заключению концессионного соглашения по инициативе
потенциального инвестора, а также регламентируют сроки и объемы размещения
информации на сайте torgi.gov.ru, сроки принятия концедентом решений о
проведении конкурсных процедур. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
Документ
ссылается на «дорожную карту» по
развитию конкуренции и переводу госмонополий на конкурентные рынки. В
частности, для этого Минэкономразвития России предлагает ввести равные условия
и требования к потенциальному инвестору и прочим участникам конкурсов на
заключение концессионных соглашений – и требования к открытости конкурсной
документации и изменениям проекта соглашения.
Впрочем,
помимо этих проконкурентных норм ведомство предлагает и новацию, которая
выглядит как антиконкурентная: это установление необходимости внесения задатка,
который потенциальные участники конкурса на право заключения концессионного
соглашения должны будут перечислять на счет концедента «в целях устранения
риска участия недобросовестных лиц».
Как
отмечает министерство в пояснительной записке к поправкам, сейчас в законе нет
общих требований к задатку, аналогичных требованиям Закона № 44-ФЗ, а
ведомственные или региональные требования «могут рассматриваться как
заградительный барьер для участия в конкурсе, ограничением конкуренции. Также
на практике нередки случаи, когда уполномоченный орган устанавливает размер
задатка ноль или десять тысяч рублей, что не соответствует законодательному
определению цели задатка». Поэтому министерство предлагает централизовать норму
об обязательном размере задатка, который будут обязаны вносить потенциальные
участники концессионного конкурса, и дать государственным участникам право
устанавливать «своеобразный „фильтр“ по отбору финансово стабильных и
квалифицированных участников рынка в рамках ФЗ „О защите конкуренции“», а также
предлагает конфисковывать задаток «при отзыве заявки до принятия решения» о
результатах конкурса или в случае «отказа или уклонения победителя конкурса от
подписания концессионного соглашения».
Кроме
этого, министерство предлагает отменить полуторамесячный срок подготовки к
участию в концессионных конкурсах – объясняется это, в частности, тем, что срок
действия долгосрочных параметров регулирования, являющихся существенным
условием договоров, составляет не более полугода – и зачастую за время
подготовки конкурсов они успевают стать недействительными. Минэкономразвития
России предлагает проводить конкурсы сразу, в течение 10 дней после принятия
решения о возможности заключения концессионного соглашения.
В
правилах же оценки эффективности бюджетных средств для нужд госинвестиций,
поправки в которые Минэкономразвития России вносит по поручению первого
вице-премьера Антона Силуанова от 22 марта, предлагается изменить требования к
проектам – аналогам государственных инвестпроектов, по которым оценивается
потенциальный результат капвложений. Так, сравнения с аналогами не потребуют
проекты, для которых сметную стоимость уже оценивала Главгосэкспертиза. Также
предлагается разрешить сравнение стоимости инвестпроекта с соответствующим
укрупненным нормативом цены строительства (хотя Минстрой России пока не завершил
реформу ценообразования в строительстве).