ФАС
России в преддверии летнего сезона с его высоким спросом дала поручение
территориальным органам Дальневосточного федерального округа, а также
Красноярского края, Республики Бурятия и Иркутской области усилить контроль в
сфере авиатопливообеспечения воздушных перевозок.
В
центре внимания антимонопольного органа в том числе стоимость авиатоплива и
услуг операторов топливо-заправочных комплексов (ТЗК), обеспечение недискриминационного
доступа к услугам в аэропортах, работы с обращениями граждан и хозяйствующих
субъектов.
«За
последние 10 лет существенным образом изменилась ситуация на рынке
авиатопливообеспечения воздушных перевозок. Из логистики поставок авиатоплива
были устранены непроизводственные посредники, действия которых приводили к
необоснованному росту цены на авиатопливо. Результатом действий ФАС России по
развитию конкуренции, а также по пресечению и предупреждению нарушений
антимонопольного законодательства является формирование благоприятных условий
деятельности на рынке авиаперевозок. Перевозчики получили возможность выбора
поставщика авиатоплива и услуг по авиатопливообеспечению», – рассказал
заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.
«Ключевое
значение в деятельности антимонопольных органов также имеет деятельность по
адвокатированию конкуренции с применением различных мер, направленных на
развитие рынков и рыночных механизмов. Таким механизмом является развитие
биржевой торговли авиационным керосином, инфраструктура которой сложилась в
последние годы», – добавил он.
Он
отметил, что там, где нет условий для конкуренции, установлены требования по
недискриминационному доступу к услугам аэропортов, в том числе
топливозаправочных компаний. При отсутствии конкуренции осуществляется
государственное регулирование тарифов на услуги операторов аэропортов, в
частности услуги по заправке авиатопливом и хранению авиатоплива – сфера, в
которой высоки риски дискриминационного поведения участников рынка.
ФАС
России принимает меры антимонопольного реагирования в отношении лиц, нарушающих
конкурентное законодательство как по результатам рассмотрения жалоб и
обращений, так и по инициативе ведомства.
Так,
служба и ее территориальные органы возбудили и рассматривали дела о нарушении
антимонопольного законодательства в отношении поставщиков авиатоплива и
операторов аэропортов как европейской части нашей страны, так и регионов
Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, в том числе Красноярского края,
Хабаровска, Петропавловска-Камчатского, Иркутска, Забайкальского края.
Нарушения выявлялись в действиях поставщиков авиатоплива, операторов ТЗК по
установлению цен на авиатопливо, обеспечению доступа к услугам по хранению
авиатоплива и заправке воздушных судов, препятствованию доступу на рынок
альтернативным операторам.
Эта
работа продолжается и сегодня. Так, Сахалинское УФАС России возбудило дело в
отношении оператора ТЗК аэропорта г. Южно-Курильска по признакам нарушения
антимонопольного законодательства в части установления монопольно высокой цены
на авиакеросин.
«Развитие
регионального и местного воздушного сообщения, устранение барьеров доступа на
рынки услуг в этой сфере – приоритетная задача антимонопольных органов,
действия хозяйствующих субъектов на рынках услуг в региональных аэропортах – объект
пристального контроля», – заключил замглавы ФАС России.
ФАС России