На сайте Минфина России размещен аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Законом
№ 44-ФЗ по итогам I квартала 2019 г.
В отчете приводятся данные по следующим блокам
вопросов:
- информационное обеспечение контрактной системы в сфере
закупок;
- структура заказчиков;
- планирование закупок;
- осуществление закупок;
- реестр контрактов, заключенных заказчиками;
- реестр банковских гарантий;
- контроль в сфере закупок.
В частности, в разделе «Контроль в сфере закупок»
приводятся итоги осуществления контроля сферы закупок со стороны ФАС России и
Федерального казначейства.
Так, за I квартал 2019 г. ФАС России провела 1547 плановых
и внеплановых проверок. При этом проверена 5181 процедура определения
поставщика (подрядчика, исполнителя), из которых в 1781 процедуре (34%) выявлены
нарушения. По результатам проверок выдано 613 предписаний об устранении
нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
В I квартале 2019 г. в службу поступила 16 621 жалоба
на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения,
специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов,
должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора
электронной площадки при осуществлении закупок, что на 3% больше, чем в
аналогичном периоде 2018 г. (16 172).
3354 жалобы
(21% от общего количества поступивших) возвращены заявителям. Основные причины
возврата жалоб:
- невыполнение участниками закупок обязательных требований
ст. 105 Закона № 44-ФЗ, в том числе отсутствие в составе жалоб сведений,
предусмотренных Законом № 44-ФЗ;
- невыполнение участниками закупок требований ч. 3, 4 ст.
105 Закона № 44-ФЗ;
- подача жалобы на положение документации о закупке после
окончания установленного срока подачи заявок.
Кроме того, 873 жалобы (5% от общего количества поступивших жалоб) отозваны заявителями. По
результатам рассмотрения обоснованными (в том числе частично) признаны 5729 жалоб
(46% от общего количества рассмотренных), выдано 4468 предписаний об устранении
выявленных нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Также в отчете сообщается, что в I квартале 2019 г. ФАС
России возбудила 6479 дел об административных правонарушениях за нарушения законодательства
РФ о контрактной системе в сфере закупок. По итогам рассмотрения вынесено 5443 постановления
о назначении административных штрафов на общую сумму 78 887,14 тыс. руб. За отчетный
период служба взыскала 60 987,52 тыс. руб.
За отчетный период 2019 г. наибольшее количество дел (2304)
возбуждено в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в связи с утверждением
заказчиками документации о закупке, не соответствующей требованиям
законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, из которых в 2098 случаях
выданы постановления о наложении административного штрафа. В 1471 случае возбуждены
дела в соответствии с ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, то есть за нарушение порядка
отбора участников закупок, из которых в 1173 случаях выданы постановления о назначении
административного наказания в виде административного штрафа.
В I квартале 2019 г. обжаловано 828 решений (предписаний)
ФАС России в арбитражных судах, а также 690 постановлений о назначении
административного наказания за нарушения законодательства РФ о контрактной
системе в сфере закупок. Требования заявителей при обжаловании решений (предписаний)
в отчетном периоде удовлетворены в 169 случаях, при обжаловании постановлений о
назначении административного наказания – в 137 случаях.
За этот же период в 2018 г. обжаловано 825 решений
(предписаний) ФАС России, что составляет 4,1% от общего количества принятых
решений (предписаний) службы, также обжаловано 978 постановлений о назначении
административного наказания, что составляет 21,4% от общего количества принятых
постановлений.
Также сообщается, что за I квартал 2019 г. антимонопольное ведомство рассмотрело 5185 обращений о включении
сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков
(подрядчиков, исполнителей). По итогам их рассмотрения в РНП включены сведения о
2636 недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках), что составляет
51% рассмотренных обращений. Основная причина включения сведений об участниках
закупок в РНП – одностороннее расторжение контракта (68% случаев).
По итогам I квартала 2018 г. реестр недобросовестных
поставщиков содержал сведения о 12 126 записях о недобросовестных поставщиках.
В отчете приводятся также сведения об итогах
рассмотрения ФАС России обращений о согласовании возможности заключения
контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), а также уведомлений
об осуществлении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
В результате контроля Федерального казначейства, предусмотренного
ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, по данным Минфина России, выявлено несоответствие
контролируемой информации в 100 500 закупках, указанных в планах закупок,
и в 17 856 закупках, указанных в планах-графиках.
Читайте также: «Минфин России оценил нарушения при госзаказе в 153 млрд руб.».
Журнал
«Конкуренция и право»