24 апреля 2019 г. в Крыму состоялся семинар для представителей территориальных органов ФАС России. Открыл мероприятие статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский. Заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин рассказал о порядке перехода с аналогового телевидения и радиовещания на цифровое. Он подчеркнул, что в ходе реализации первых этапов перехода ФАС России обеспечила контроль недопущения необоснованного роста цен на приставки.
«В декабре 2018 года мы возбудили дела в отношении федеральных сетевых компаний, после чего рост цен на приставки был прекращен и нам удалось добиться снижения их стоимости в среднем на 25%», – уточнил он.
Сегодня в продаже представлены приставки во всех ценовых диапазонах. ФАС России наладила систему мониторинга цен, совместно с федеральными и региональными органами власти ведется работа по плавному переходу на цифровое вещание.
«ФАС обеспечит все необходимые условия для того, чтобы потребители получили доступ к 20 федеральным каналам высокого качества вещания», – заключил Анатолий Голомолзин.
Начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов выступил с докладом о практике правоприменения норм Закона о защите конкуренции. Он уточнил, что в будущем ФАС России подготовит обновленные разъяснения по пресечению и предупреждению нарушений со стороны органов власти.
Заместитель начальника Правового управления ФАС России Лариса Вовкивская остановилась на отдельных вопросах проведения анализа состояния конкуренции, используемого в качестве письменного доказательства при рассмотрении дела. Она обратила внимание на важность соблюдения этапности в проведении анализа, установленной Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», а также на выбор метода исследования, который должен быть обоснован в аналитическом отчете.
Начальник Управления регионального тарифного регулирования ФАС России Юлия Юдина обратила внимание на важность участия представителей территориальных антимонопольных органов в работе правления регионального РЭКа. Она отметила, что в скором времени ведомство дополнит методические рекомендации участия представителей терорганов в коллегиальных органах тарифного регулирования.
Стоит отметить, что по итогам 2018 г. ФАС России выявила более 17,5 млрд руб. экономически необоснованных средств в тарифах водоснабжения, теплоснабжения и электроэнергетики. В 2019 г. ведомство начало не менее пристально следить за ценообразованием в сфере ТКО.
Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев рассказал об успехах и достижениях в выявлении антиконкурентных сговоров. По его словам, 85–90% из них – сговоры на торгах. Также он отметил тенденцию к снижению количества отмененных судами дел по антиконкурентным соглашениям: в 2016 г. – 6,7%, в 2017 г. – 5,7%, в 2018 г. – 4,3%.
«Решения стали более сильными и обоснованными», – подчеркнул он.
Андрей Тенишев призвал руководителей территориальных органов активизировать работу по выявлению картелей и взаимодействию с правоохранителями. Он отметил, что в 2018 г. было возбуждено 34 уголовных дела, из них 13 по ст. 178 УК РФ, 21 – по фактам сговора заказчика с участником торгов либо по совокупности со ст. 178 УК РФ.
Начальник Управления контроля транспорта ФАС России Адиля Вяселева обратилась к участникам семинара с рекомендациями по проведению анализа цен на пассажирские перевозки общественным транспортом на городских и межмуниципальных маршрутах, а также призвала обратить внимание на «серых», «черных» перевозчиков и тех, кто работает по нерегулируемым тарифам.
«Ситуация складывается таким образом, что такие перевозчики формируют цены на проезд совершенно непрозрачным образом и отказывают льготным группам граждан в услугах. В настоящее время нам поступают многочисленные обращения на факты существенного роста стоимости проезда и плохие условия оказания услуг или же их отсутствие для льготников», – уточнила Адиля Вяселева.
Перед каждым территориальным органом ФАС России поставлена задача установить факты роста цен сверх уровня инфляции и их причины, определить соотношение частных и государственных перевозчиков на рынке, выявить совместно с региональными властями нелегальных перевозчиков и их влияние на рынок.
«В числе приоритетов деятельности ФАС России, безусловно, обеспечение реализации политики по развитию конкуренции при реализации национальных проектов, утвержденных майским указом Президента России, дальнейшее совершенствование правовых и организационных механизмов защиты и развития конкуренции, модернизация антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики, реформирование регулирования деятельности естественных монополий, внедрение эффективных механизмов тарифного регулирования. Вся эта работа направлена на одно – повышение доступности и качества товаров и услуг для граждан нашей страны», – заключил заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский.
ФАС России