На сайте антимонопольного ведомства размещена информация о ходе
реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции в
здравоохранении», утвержденного Распоряжением
Правительства РФ от 12.01.2018 № 9-р по состоянию на 15 апреля 2019 г.
В ней приводятся сведения о четырех исполненных мероприятиях
плана для рынка лекарственных препаратов
для медицинского применения:
- проработка вопроса об установлении профессиональной
ответственности медработников за нарушение требований законодательства РФ об
обращении лекарственных средств и в сфере охраны здоровья;
- внесение
изменений в Закон об обращении лекарственных средств и Правила установления
предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к
фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных
препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших
лекарственных препаратов, в субъектах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ
от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные
препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных
препаратов», предусматривающих формирование отпускных цен на лекарственные
препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, в зависимости от правового статуса
налогоплательщика (ФАС России внесла соответствующий законопроект в
Правительство РФ);
- установление
особенностей описания лекарственных препаратов при осуществлении закупок, в том
числе лекарственных форм и дозировок препаратов, установление требования об
указании в документации о закупке остаточного срока годности препаратов,
выраженного определенным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение
которого лекарственные препараты сохраняют пригодность, либо конкретной датой,
до которой препараты сохраняют свою пригодность для использования по назначению
(принято Постановление Правительства
РФ от 15.11.2017 № 1380 «Об особенностях описания лекарственных
препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для
обеспечения государственных и муниципальных нужд»);
- разработка
порядка выдачи Правительством РФ предусмотренного ст. 1360 Гражданского
кодекса РФ разрешения на использование изобретения, полезной модели или
промышленного образца лекарственного средства без согласия патентообладателя (ФАС
России внесла в Правительство РФ соответствующие законопроект и проект постановления Правительства РФ).
В
стадии исполнения находятся два мероприятия этого раздела:
- установление
ограничений на заключение долгосрочных госконтрактов на поставку лекарств, в
том числе установление возможности их заключения только в отношении
лекарственных препаратов, защищенных патентами, при условии значительного
снижения цен на такие препараты, ограничение срока действия долгосрочных госконтрактов
сроком действия патента на препарат либо датой выхода на рынок иного препарата,
имеющего те же показания к применению (мероприятие в стадии исполнения, ФАС
России направила соответствующий законопроект на согласование в Минфин России, Минздрав России и Минпромторг России);
- проработка
вопроса о мерах поддержки аптечных организаций различных форм собственности в
муниципальных образованиях с численностью населения до 100 тыс. человек в целях
направления соответствующих рекомендаций в субъекты РФ.
Также сообщается, что признано нецелесообразным установление
запрета на объединение в один лот услуг по поставке, хранению и отпуску
лекарственных препаратов.
Кроме того, реализовано одно мероприятие по развитию
конкуренции на рынке медицинских изделий – установлено
требования к указанию в документации о закупке медизделий остаточного срока
годности, выраженного определенным периодом (например, в годах, месяцах, днях),
в течение которого медизделия сохраняют свою годность, либо конкретной датой,
до которой они сохраняют пригодность для использования по назначению (ФАС
России внесла в Правительство РФ соответствующий проект постановления Правительства РФ).
Два мероприятия плана исполнено для рынка
медицинских услуг:
- разработка
предложений по конкретизации условий, при которых государственные
(муниципальные) медицинские организации могут оказывать платные медицинские
услуги;
- подготовка предложений по совершенствованию
механизма распределения объемов медицинской помощи между участниками реализации
территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи.
Ранее промежуточные итоги реализации «дорожной карты» по развитию конкуренции на рынке медизделий
подвел Минфин России.
Журнал
«Конкуренция и право»