На сайте ФАС России размещен видеообзор судебной
практики в сфере закупок за январь – март 2019 г. Представляет обзор заместитель
начальника Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Анастасия
Добрынина.
В обзоре описано дело, касающееся практики
применения Закона № 44-ФЗ. Комитет по управлению муниципальным имуществом и
жизнеобеспечению администрации Иркутского районного муниципального образования
обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском об обжаловании решения ФАС России,
принятого в отношении закупки комитета на выполнение работ по строительству
объекта берегоукрепления озера Байкал в пределах прибрежной полосы рабочего
поселка Листвянка.
Комиссия ФАС России при рассмотрении этой закупки
выявила нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ, выразившееся в установлении
неправомерного требования к описанию участниками закупки в составе заявок
помимо конкретных показателей сведений о химическом составе товаров,
используемых при выполнении работ, а также о результатах испытаний, что не предусмотрено
ч. 6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ.
Суд поддержал решение ФАС России и сообщил, что
такие требования заказчиков приводят к ограничению количества участников
закупки, поскольку Закон № 44-ФЗ не обязывает участников иметь в наличии
соответствующие товары, чтобы указать в заявке конкретные сведения о химическом
составе, компонентном составе и результатах испытаний таких товаров (дело №
А40-258741/18).
Далее в обзоре освещены наиболее значимые дела по
Закону № 223-ФЗ, рассмотренные судами в первом квартале 2019 г.
1. ПАО
«Россети» проводило закупку на передачу неисключительных прав на использование
антивирусного программного обеспечения. Комиссия ФАС России при рассмотрении
этой закупки выявила нарушение ч. 1 ст. 2, ч. 5 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ.
Арбитражный суд г. Москвы поддержал решение службы и
пояснил, что предоставление сведений в отношении всех собственников и конечных бенефициаров
участников закупки до заключения контракта не является показателем
качественного исполнения контракта и не может свидетельствовать о том, как он
будет исполняться.
Кроме того, заказчик при проведении закупки
установил возможность отмены процедуры в любой момент до заключения договора,
что не соответствует положениям ч. 5 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, где указано, что заказчики
вправе отменить конкурентную закупку только до момента окончания подачи заявок (дело № А40-287730/18).
2. ОАО «Российские железные дороги» проводило закупку на поставку материалов для
внутренней и внешней отделки зданий и кровли. ФАС Россия выявила нарушения ч. 1
ст. 2, ч. 6 ст. 3, п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
При проведении закупки комиссия установила, что
данная закупка проводилась для субъектов малого и среднего предпринимательства.
НМЦК составила около 9 млн руб. Заказчик также установил требование о
предоставлении обеспечения в размере 427 тыс. руб., что составляет около 4% от
НМЦК. Но Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 установлено, что
если закупка проводится для субъектов МСП, то размер обеспечения не должен
превышать 2%. Соответственно, данное нарушение привело к ограничению прав
субъектов МСП.
Арбитражный суд г. Москвы согласился с позицией ФАС
России и отказал ОАО «РЖД» в удовлетворении требований о признании решения
службы незаконным (дело №
А40-292847/18).
3. АО «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных
станциях» (концерн «Росэнергоатом») провело открытый конкурс на поставку и
монтаж оборудования.
Заказчик обратился в Арбитражный суд г. Москвы для
обжалования решения ФАС России по этой закупке. Суд отказал в удовлетворении
заявленных требований (дело №
А40-236525/18).
ФАС России были выявлены нарушения ч. 1 ст. 2, п. 13,
14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ. Заказчик, в частности, применял право
запрашивать у участников закупки информацию и документы, после того как уже
были поданы заявки. Суд указал, что данное требование неправомерно, так оно может
предъявляться не в равной степени ко всем участникам закупки и приводить к
ограничению конкуренции.
Суд также указал, что антимонопольный орган пришел к
обоснованному выводу, что заказчик установил неправомерные требования:
- к субподрядным организациям (такие требования не
регламентированы Законом № 223-ФЗ, они устанавливаются в договорах, которые
заключаются между исполнителями и субподрядчиками, и не могут регулироваться
документацией о закупке);
- об отсутствии у участника закупки судебных
разбирательств за последние два года при проведении закупок госкорпорацией «Росатом»
и ее дочерними организациями (такое требование не может быть применено в равной
степени к участникам закупки, поскольку участник, имеющий разбирательства с
другими заказчиками, например с ОАО «РЖД», ПАО «Газпром», может быть допущен к участию
в закупке, в то время как участник, имеющий разбирательства с заказчиком,
допущен не будет);
- о том, что не менее 20% работ может самостоятельно выполнить
лицо, которое было отобрано исполнителем по данному контракту.
Также в документации заказчик нарушил порядок оценки
с учетом требований о том, что у участника закупки не может быть судебных
разбирательств с заказчиком. Заказчик установил требование о том, что участники,
имеющие одинаковый опыт в денежном выражении, но тем не менее имеющие судебные
разбирательства с заказчиком, и не имеющие таких разбирательств, получают
неравное количество баллов. Имеющие разбирательства получают 1 балл, не имеющие
– 9 баллов. Эти требование не влияют на качество исполнения контракта, и суд
отметил, что указанный порядок оценки не позволяет заказчику выявить лучшие
условия исполнения контракта.
Журнал
«Конкуренция и право»