Состоялось
заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ. Заместитель
руководителя ФАС России, руководитель Штаба по проведению
совместных антимонопольных расследований в СНГ при Межгосударственном совете по согласованной
антимонопольной политике Анатолий Голомолзин рассказал на мероприятии об итогах
и направлениях деятельности МСАП.
Он
представил результаты работы МСАП в разные годы по анализу ситуации на
важнейших рынках, подготовке предложений и достижению практических результатов,
значимых для экономики, социальной сферы и вопросов экономической интеграции
стран СНГ.
За
10 лет МСАП представил на рассмотрение Совета глав правительств СНГ ряд
докладов по ситуации и предложения по рынкам авиаперевозок, телекоммуникаций,
нефтепродуктов, фармацевтики, торговым сетям. Эти предложения одобрены главами правительств
СНГ, антимонопольщикам и другим органам власти даны поручения, исполнение
которых обеспечивало рост благосостояния граждан наших стран и укрепление
экономических связей в СНГ.
Анатолий
Голомолзин подробно остановился на результатах анализа рынка пассажирских авиаперевозок государств – участников СНГ
(доклад 2008 г.), в рамках которого был подготовлен ряд предложений по
улучшению ситуации на рынке авиаперевозок как внутри наших стран, так и между
государствами СНГ.
Предложения
коснулись вопросов, связанных с практикой рассмотрения дел о нарушениях
антимонопольного законодательства, подходов по изменению антимонопольного законодательства,
предложений по улучшению ситуации на рынках, внесению изменений и дополнений в
межправительственные соглашения по авиации, направленных на устранение
ограничивающих конкуренцию условий. В совокупности эти меры, подготовленные в
сотрудничестве с Межгосударственным авиационным комитетом и Советом по авиации,
привели к значимым итогам.
«Результатом
нашей совместной работы стал рост авиаперевозок за 10 лет более чем в два раза.
Причем этот рост оказался выше, чем в третьих странах именно благодаря тем
мерам, которые были предложены», – продолжил замглавы ФАС России.
«В
большинстве из наших стран существенно улучшилась ситуация, связанная с
доступом к услугам аэропортов, с ситуацией на рынке авиатоплива, которая
значима для обеспечения авиаперевозок. Были улучшены процедуры, связанные с
допуском на маршруты для того исходя из обеспечения условий конкуренции. Мы
продолжаем эту работу. В прошлом году состоялось совместное заседание
координационного совета при Межгосударственном авиационном комитете и Штаба по
проведению совместных расследований в СНГ, где были намечены направления нашей
дальнейшей совместной деятельности, а итоги совместной работы были одобрены
Межгосударственным советом по антимонопольной политике. В частности, речь идет
о необходимости продолжения работы по формированию „открытого неба“ на
пространстве СНГ, развитию новых сегментов авиаперевозок. Обсуждается
необходимость обеспечения устойчивости ситуации на рынках авиаперевозок, в том
числе путем принятия законодательства об особенностях оздоровления
авиапредприятий с учетом лучшего мирового опыта в этой сфере», – разъяснил
Анатолий Голомолзин.
«Мы
также договорились о внедрении современных технологий, в частности сферы услуг „цифрового
ТЗК“, когда речь идет о том, что заправка воздушных судов осуществляется с
применением цифровых технологий, когда заправка воздушных судов и расчеты между
всеми участниками рынка осуществляются в автоматическом режиме. В результате
нет рисков недогрузок топлива, задержек платежей, существенно повышается
качество работы», – добавил он.
Спикер
отметил, что этот опыт признан Международной ассоциацией воздушного транспорта
(ИАТА, International Air Transport Association) одним из лучших в международной
практике.
«Мы
не ограничиваемся решением застарелых проблем, а ориентируемся на современные
технологии, новые формы и методы совместной работы, что позволит нам и в
будущем обеспечивать перспективы устойчивого развития рынка авиаперевозок и
роста объемов и качества перевозок», – подчеркнул представитель ФАС России.
Замруководителя
антимонопольного ведомства коснулся также анализа
рынка нефти и нефтепродуктов (доклад 2012 г.).
«Для
наших стран этот рынок значимый: одни страны являются поставщиками топлива,
другие – потребителями топлива. Здесь важно найти баланс интересов и
упорядочить взаимоотношения как на национальных рынках, так и в международной
торговле», – заметил он.
«Мы
обменялись опытом в рассмотрении дел о нарушении антимонопольного
законодательства в отношении крупных компаний. Как правило, на наших рынках
компании занимают доминирующее положение, и надо иметь возможности эффективно
реагировать на потенциальные и фактические нарушения антимонопольного
законодательства стран. Такая практика есть. Самые значительные штрафы за
нарушение антимонопольного законодательства приведены именно на рынке
нефтепродуктов. Штрафы по размеру были соизмеримы с крупнейшими штрафами,
когда-либо назначенными антимонопольными органами в других странах мира, –
продолжил спикер. – Для нас важно было не только пресекать нарушения, но и
создавать условия для того, чтобы рынки работали эффективно».
Анатолий
Голомолзин рассказал о проведенной работе по формированию прозрачных
объективных биржевых котировок, индикаторов внебиржевых цен, а также
индикаторов цен сопоставимых зарубежных рынков.
«При
этом также важно, чтобы мы на экспорт торговали не только нефтью и
нефтепродуктами, но и умели продавать индикаторы цен точно так же, как это
делают мировые центры биржевой торговли и международные информационно-аналитические
агентства. Мы, развивая биржевую торговлю на рынках наличных товаров –
нефтепродуктов, биржевую торговлю фьючерсными и опционными контрактами на эти
базовые активы, создавая систему регистрации внебиржевых сделок, создали
надежную и прозрачную систему рыночных индикаторов для их применения на
территории наших стран. Более того, в качестве котировок мировых цен мы
начинаем использовать соответствующие биржевые котировки и внебиржевые
индикаторы цен экспортных контрактов. Они являются объективными и отражают не
только ситуацию на мировых рынках, они отражают ситуацию на рынках наших стран
и позволяют получить более адекватные первичные (не в пересчете от мировых
бенчмарков) индикаторы стоимости экспортируемых нефти и нефтепродуктов», – отметил
Анатолий Голомолзин.
«Подготовленные
ранее МСАП предложения по развитию конкурентных рынков нефти и нефтепродуктов,
биржевой торговли, по формированию биржевых котировок и индексов внебиржевых
цен на нефть и нефтепродукты, по правилам недискриминационного доступа к
системам магистральных трубопроводов, повышению эффективности тарифообразования
услуг по транспортировке были положены в основу утвержденной президентами стран
ЕАЭС Концепции и Программы по формированию общего рынка нефтепродуктов», –
резюмировал он.
Рассказал
спикер и о результатах анализа рынка
лекарственных средств государств – участников СНГ (2014 г.).
Как
он отметил, проделанная работа показала, что зачастую в странах СНГ цены на
лекарства оказываются дороже, чем в развитых зарубежных странах. «Понятно, что
покупательная способность наших стран ниже, но в силу не очень понятных причин
оказывается, что эти товары импортируются в наши страны и далее продаются по
ценам существенно более высоким. Речь идет не о процентах, не о разнице от
десятков процентов до кратных различий в ценах. Как правило, компании Big
Pharma, монополисты на мировых рынках, которые имеют возможность продавливать
ситуацию на рынках, которые менее значимы для них. Таким образом они могут
формировать свои условия на этих рынках. Противостоять такой позиции можно
только совместными усилиями», – разъяснил замглавы ФАС России.
«Ни
одна страна не способна изменить эту ситуацию с ценообразованием, и именно
поэтому наши совместные рекомендации, которые были выработаны, в том числе
касались подходов к ценообразованию жизненно важных лекарственных препаратов,
цены на которые в наших странах регулируются. Каким образом это делать? В том
числе проводя анализ рынков, выявляя уровень допустимых цен, и именно на эти
цены мы ориентируем поставщиков иностранных товаров на наших рынках. Трудно
поставщикам лекарств найти контраргументы против применения прорыночного
референтного ценообразования», – заключил Анатолий Голомолзин.
Резюмируя
тему, он отметил: «Таким образом, мы внесли изменения в национальные
законодательства и согласованными действиями имеем возможность, с одной
стороны, защитить наших потребителей, а с другой стороны существенным образом
сэкономить бюджетные расходы. Это очень значимая задача, решить которую можно
только совместными усилиями. Сейчас, с учетом этого опыта, мы также движемся в
направлении не только лекарств, но и медицинского оборудования».
Переходя
к исследованию рынка телекоммуникаций
(2010 г.), замглавы ФАС России рассказал, что в рамках этого рынка страны договорились
обменяться опытом по гармонизации законодательства в телекоммуникационной
сфере, а также рассмотреть вопросы ценообразования, которые касаются
межстранового взаимодействия. В частности, речь шла о роуминге.
«Было
установлено, что потребители наших стран, переезжая из одной страны СНГ в
другую страну СНГ, существенно переплачивают. Различия между ценами составляют
не проценты, не десятки процентов, а многократно, десятки раз: от 30 до 50 раз
ставки были выше, чем внутри страны. Мы вынуждены были сформулировать
предложения относительно того, каким образом ситуация должна измениться. Мы
предложили телекоммуникационным операторам внести изменения в практику
ценообразования в роуминге. Также мы договорились, что если они не будут готовы
ситуацию менять добровольно, то антимонопольные органы будут готовы рассмотреть
дела о нарушениях антимонопольного законодательства. Этот процесс стартовал с
совместного рассмотрения дел России и Казахстана. Далее к нему подключились
другие страны. По итогам рассмотрения этих дел цены были снижены в зависимости
от вида услуг (СМС, голосовая телефония, передача данных, Интернет). Цены
снизились от двух до пяти раз только по итогам рассмотрения дел нарушения
антимонопольного законодательства», – пояснил Анатолий Голомолзин.
Он
уточнил, что далее операторы связи начали самостоятельно проводить работу по
снижению тарифов: «В этом был резон: по теме снижения тарифов была проведена
широкая разъяснительная кампания, это прозвучало на телевидении, в других
средствах массовой информации. Снижение цен позволило повысить лояльность
потребителей, их готовность увеличивать объемы потребления услуг связи в
роуминге. Абоненты вместо ограниченного потребления услуг связи в роуминге, в
том числе в условиях опасения получения шоковых счетов, перешли на более
привычный режим. Возросло количество абонентов, которые пользуются роумингом,
увеличился трафик, в результате операторы получили дополнительные доходы. Был
обеспечен баланс интересов и поставщиков услуги, и потребителей услуги. Именно
поэтому дальше операторы стали двигаться в этом направлении», – продолжил
спикер.
Он
пояснил, что с учетом этого рассмотрения были сформулированы Базовые принципы
справедливого роуминга, и далее эти принципы стали применять в антимонопольной
практике. Например, в России их рассмотрели применительно к внутрисетевому и
национальному роумингу, и также предложили операторам связи снизить цены,
руководствуясь базовым принципом «в роуминге как дома».
«Операторы
поначалу не согласились. Были возбуждены дела о нарушении антимонопольного
законодательства. В конечном итоге добровольно, но уже в рамках возбужденных дел
эти нарушения были устранены, – добавил замглавы ФАС России. – Мы продолжаем
эту работу с коллегами. Сейчас нами создана международная рабочая группа, куда
вошли представители не только СНГ (они составляют ядро этой рабочей группы), но
и других стран, с кем у нас традиционно есть взаимоотношения, есть
сотрудничество, и где абоненты наших стран имеют тяготение как по бизнесу, так
и по туристической деятельности. С этими странами мы также договариваемся о
том, как улучшить ситуацию в роуминге. Во исполнение поручений глав государств
решается вопрос об отмене роуминга между Россией и Республикой Беларусь. Мы
также полагаем, что такая работа может быть решена и на пространстве СНГ. Ранее
вместе с Региональным союзом связи были заключены соглашения по
телекоммуникациям, где было сформулировано общее понимание, как можно было бы
двигаться для улучшения ситуации. Сейчас нужно двигаться уже не от общего
понимания, а от закрепления базовых принципов, в том числе принципов справедливого
роуминга в международных соглашениях. В СНГ они будут иметь рекомендательный
характер, который вместе с тем ориентирует органы власти и операторов связи на
движение в нужном направлении».
«В
рамках ЕАЭС международное соглашение уже будет иметь обязательный характер. С
такой инициативой выступила российская сторона – закрепление принципов
справедливого роуминга даст возможность реализовать на практике базовый принцип
„в роуминге как дома“. Есть все экономические и технологические предпосылки для
этого, и наша задача – совместными усилиями это сделать. Решение этой задачи
зависит от операторов всех стран, оно зависит также от регуляторов – как
антимонопольных, так и министерств связи в наших странах», – заключил Анатолий
Голомолзин.
Он
отметил, что деятельность международной рабочей группы трансформировалась: от
телекоммуникационных вопросов перешли к вопросам цифровой экономики: «Во всех
наших государствах реализуются программы цифровой экономики, и задача в том,
чтобы эти программы одновременно были увязаны с программами по развитию
конкуренции».
«Это
взаимное дополнение двух аспектов позволяет достигать результатов наиболее
эффективным способом. Мы говорим о том, что нужно не ориентироваться на старые
технологии и не принимать решения по технологическому принципу, а исходя из
базовых принципов сетевой и технологической нейтральности обеспечивать
достижение целей теми средствами, которые дают разнообразные технологии и
приложения. Скажем, голосовые услуги связи могут быть обеспечены фиксированной,
сотовой, а где необходимо – космической телефонией. Нет необходимости
ограничиваться какой-то одной технологией. Точно так же, как и нет
необходимости ориентироваться на единственного поставщика, когда есть
возможность делать распределенные сети, которые являются гораздо более
устойчивыми и надежными, и/или проводить конкурентный отбор поставщиков услуг»,
– добавил замглавы ФАС России.
«Антимонопольные
органы работают во взаимодействии с коллегами из других отраслевых органов.
Совместная работа дает результат, который отражается в реально изменившейся ситуации
на рынках, в увеличении объемов перевозок, росте объемов потребления и качества
товаров и услуг. Как результат растет экономика, растет благосостояние наших
граждан, которым экономически выгодной становится совместная работа и
жизнедеятельность на пространстве СНГ», – подытожил Анатолий Голомолзин.
ФАС России