ФАС
России провела совещание с территориальными органами в режиме видеоконференции
по вопросам контроля в сфере закупок. Мероприятие, которое прошло под председательством
заместителя руководителя ФАС России Михаила Евраева, было посвящено закупкам в
рамках Закона № 223-ФЗ. В совещании, к которому подключились 84 территориальных
управления ФАС России, также приняло участие руководство управлений контроля
размещения госзаказа, контроля гособоронзаказа, по контролю за государственными
и муниципальными информационными системами.
Михаил
Евраев отметил отсутствие четких правил проведения торгов в рамках Закона № 223-ФЗ.
«Допускается изменение условий контракта, отсутствуют требования к составу
заявки, к предквалификации участников закупки, к определению победителя и
заключению контракта. Также отсутствует возможность проведения внеплановых
проверок. Закон о закупках требуется серьезно доработать. То, что мы наблюдаем
сейчас, не устраивает никого», – добавил он.
Начальник
Управления контроля размещения госзаказа ФАС России Артем Лобов представил динамику рассмотрения жалоб ведомством за
2017–2018 гг. в рамках Закона № 223-ФЗ. В частности, он отметил снижение
количества жалоб, поступивших в ведомство за этот период: 7621 жалоба в 2017 г.
и 7149 жалоб в 2018 г. По его мнению, во многом это было связано с переводом
большой части закупочных процедур в закрытую форму. Отметил он и сокращение
количества обоснованных жалоб.
«Несмотря
на изменения законодательства, глобальная ситуация с Законом № 223-ФЗ, к
сожалению, не меняется. Здесь во многих случаях отсутствует конкуренция», –
констатирует Артем Лобов.
Это
подтверждают статистические данные по применению Закона № 223-ФЗ. Так, 52%
закупок приходится на иные способы закупки. Причем количество скрытых в них
единственных поставщиков приближается к 100%. Количество заявок, поданных на
процедурах, составляет всего 1,5. Что касается экономии, то за 2018 г. она
составила лишь 4,64%, при том что ежегодные расходы в рамках Закона № 223-ФЗ
составляют порядка 23–25 трлн руб.
Основные
системные проблемы, которые приводят к снижению эффективности закупочных
процедур:
- бесконтрольное
право осуществления закупок у единственного поставщика;
- отсутствие
единых требований к участникам закупок;
- отсутствие
требований к составу заявок;
- отсутствие
единых требований к порядку оценки заявок.
В
ходе мероприятия заместитель начальника Управления контроля размещения
госзаказа ФАС России Вероника Трутнева рассказала о практике рассмотрения жалоб и выявления нарушений в рамках Закона
№ 223-ФЗ.
Что
касается самой процедуры рассмотрения жалоб, Михаил Евраев отметил, что «как
жалобы по Закону № 223-ФЗ на сумму свыше 1 миллиарда рублей, так и вопросы,
связанные с включением компаний в РНП на сумму свыше 1 миллиарда рублей, должны
рассматриваться в центральном аппарате ведомства». Также он заметил, что жалобы
должны рассматриваться в течение семи рабочих дней, а их пересылка должна
осуществляться в срок не более трех рабочих дней в соответствии со ст. 18.1 Закона
о защите конкуренции.
Еще
одна важная новелла в рамках совершенствования системы закупок – доработка
единой информационной системы (ЕИС) в отношении Закона № 223-ФЗ.
«Мы
должны полностью перейти на работу в единой информационной системе как по Закону
№ 44-ФЗ, так и по Закону № 223-ФЗ», – подытожил заместитель руководителя
антимонопольного ведомства.
ФАС России