15
апреля 2019 г. состоялось открытое судебное заседание Большой коллегии Суда Евразийского экономического
союза. По его итогам коллегия приняла
к производству заявление Национальной палаты предпринимателей Республики
Казахстан «Атамекен» о разъяснении положений ст. 74, 76 Договора о Евразийском
экономическом союзе от 29.05.2014 и п. 2 и 5 Критериев отнесения рынка к трансграничному,
утв. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2012 № 29.
Судебное
заседание по рассмотрению дела состоится 3 июня 2019 г.
«Атамекен»
указывает, что возник ряд вопросов в отношении применения положений раздела
XVIII «Общие принципы и правила конкуренции» Договора и Протокола об общих
принципах и правилах конкуренции (приложение № 19 к Договору) в их взаимосвязи
с Критериями отнесения рынка к трансграничному. В частности, речь идет о разграничении
компетенции между Евразийской экономической комиссией и уполномоченными органами
государств ЕАЭС на пресечение нарушений, запрет на которые установлен п. 1 ст.
76 Договора (различные нарушения занимающего доминирующее положение хозсубъекта
(субъекта рынка), результатом которых являются или могут являться недопущение,
ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц).
В
частности, «Атамекен» отмечает, что когда имеет место нарушение подп. 1 п. 1 ст.
76 Договора, выраженное в установлении монопольно высокой или монопольно низкой
цены товара, одновременно такая цена товара может быть установлена одинаковым
образом для потребителей, осуществляющих деятельность как на внутреннем рынке
государства ЕАЭС, так и на трансграничных рынках.
По
мнению палаты, в этом случае при соблюдении требований п. 5 Критериев и
установления компетенции ЕЭК одновременно возможно будет наличествовать
компетенция уполномоченного органа государства ЕАЭС в пресечении аналогичного требования
национального законодательства государства ЕАЭС. В связи с чем может возникнуть
ситуация, при которой одним действием будет совершено нарушение ст. 76 Договора
с компетенцией Комиссии по пресечению такого нарушения и нарушение национального
законодательства государства ЕАЭС с компетенцией уполномоченного органа этого государства
по пресечению такого нарушения.
Национальная
палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» полагает, что
аналогичные ситуации присущи и для квалифицированных составов подп. 2–7 п. 1 ст.
76 Договора. В этой связи она просит Суд дать ответы на три вопроса по поводу
применения положений Договора и Критериев отнесения рынка к трансграничному.
1. Хозсубъект (субъект рынка) одним действием (бездействием) нарушает как
национальное законодательство государства ЕАЭС на внутреннем рынке соответствующего
государства, так и п. 1 ст. 76 Договора на трансграничном рынке. При условии
выполнения п. 5 Критериев относится ли рассмотрение этих действий (бездействия)
к компетенции (исключительной компетенции) ЕЭК?
2. В случае привлечения к ответственности хозсубъекта (субъекта рынка) уполномоченным
органом государства ЕАЭС и ЕЭК за совершение действий (бездействия), нарушающих
одновременно и национальное законодательство государства ЕАЭС на внутреннем
рынке этого государства, и п. 1 ст. 76 Договора на трансграничном рынке, каким
образом должна разграничиваться компетенция и привлекаться к ответственности
указанное лицо?
3. При проведении расследования (привлечения к ответственности) в связи с одними и
теми же (аналогичными) действиями (бездействием) хозсубъекта в национальном
органе и ЕЭК, с учетом принципа non bis in idem (запрет на повторное
преследование и наказание за одно и то же деяние) и установленного разграничения
компетенции, каким образом осуществляется прекращение расследования в органе,
не обладающем на это компетенцией (отмена акта о привлечении к
ответственности)?
Журнал «Конкуренция и право»