В
Москве состоялся Франко-российский круглый стол «Партнерство во имя здоровья.
Улучшая решения и обеспечение в здравоохранении». Мероприятие было посвящено
оценке технологий здравоохранения, развитию электронного здравоохранения, а
также доступу к инновациям.
«Мы
воспринимаем оценку технологий в здравоохранении прежде всего как одну из форм
конкурентного взаимодействия между фармацевтическими компаниями, – начал свое
выступление начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев. – Поэтому мы
считаем крайне важным участие органов, отвечающих за конкуренцию, во всех
процессах, связанных с оценкой технологий, чтобы предотвратить дискриминацию
отдельных компаний на рынке».
В
ходе мероприятия он обозначил основные требования ФАС России к механизмам
оценки технологий здравоохранения: объективный подход к фиксированию
терапевтических эффектов, возможность установить ценность терапевтических
эффектов для системы здравоохранения, а также новые подходы к определению
эквивалентности лекарственных препаратов.
Тимофей
Нижегородцев отметил архаичность подходов к определению взаимозаменяемости и
эквивалентности лекарственных препаратов, которые существуют в России: «Мы
обычно замыкаемся в рамках одного международного непатентованного наименования
(МНН) и даже не допускаем мысли, что два препарата с различными активными
веществами могут быть эквивалентны в той или иной клинической практике».
В
качестве примера он привел решение Конкурентного ведомства Италии (ICA) в
отношении компаний «Рош» и «Новартис». Фармпроизводители вступили в сговор,
чтобы сохранить объем продаж более дорогого препарата «Луцентис» и скрывали
терапевтическую эквивалентность «Авастина» по отношению к нему, который стоил в
несколько раз дешевле.
Как
отметил спикер, тема эквивалентности лекарственных препаратов с разными МНН
сейчас особенно актуальна с учетом возрастающей роли использования в
клинической практике биологических препаратов.
«У
таких препаратов разные белки могут действовать схоже и иметь одинаковый
терапевтический эффект, но при этом препараты могут стоить существенно меньше»,
– констатировал начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС
России.
Не
осталась без внимания тема регулирования цен на лекарственные средства. Заместитель
начальника Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Надежда Шаравская рассказала, что «в
России регистрация цен на препараты осуществляется на основе двух механизмов:
во-первых, цены производителей регистрируются не выше цен на препараты в
референтных странах, а во-вторых, при включении препаратов в государственные
программы лекарственного обеспечения населения производители могут еще больше
снижать цену, что будет влиять на клинико-экономическую оценку препарата».
О
новой методике регистрации цен рассказала начальник отдела регулирования цен на
лекарственные препараты Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС
России Дарья Старых. Напомним, что с
осени 2018 г. в России действует индикативный метод регистрации цен, который
сейчас эффективно используется многими странами.
Также
был поднят вопрос возможности внедрения системы риск-шеринга в российскую
систему здравоохранения. «Такие проекты возможны в России и этот вопрос
обсуждается, – сказала Надежда Шаравская. – Однако ключевой вопрос заключается
в том, как они будут реализовываться и по каким именно препаратам».
Спикер
рассказала о необходимых критериях к таким препаратам, а также добавила, что
«отсутствие инфраструктуры и прозрачных механизмов оценки эффективности не
позволяют использовать сегодня систему риск-шеринга».
ФАС России